Судьба бюджета в новой турецкой системе

В соответствии с новой системой управления Турции президент представит бюджет парламенту. Парламент не имеет права изменять ассигнования: он должен либо утвердить предлагаемый бюджет, либо отклонить его.

Об этом пишет колумнист Hürriyet Угур Гюрсес, отмечая, что если парламент отклонит предложение, то «новый бюджет» будет увеличен за счёт ассигнований предыдущего года - это увеличение рассчитывается по ставке переоценки. Однако в любой точке мира правительство, бюджет которого отклоняется, уходит в отставку. Такая отставка имеет политический смысл: народная воля не уполномочила исполнительный орган использовать бюджет, не одобрила сбор налогов и расходование собранных налогов.

«Право на подготовку бюджета является одной из основных сил, отражающих волю народа в парламенте. Однако поправки, внесённые в Конституцию (Турции - ред.), подрезали крылья этой власти. Право на составление бюджета, которое является одним из основных компонентов демократии и восходит к Великой Хартии вольностей в 1215 году, стало одним из самых спорных вопросов в турецком парламенте, потому что парламент остаётся только с одной властью: отклонить или утвердить бюджет», - подчёркивает автор.

По словам журналиста, парламент также может регулярно проверять бюджет либо через бюджетную комиссию, либо через отдельное «бюджетное бюро». Он может потребовать разъяснений путём подачи письменных вопросов, которыми он мог бы поделиться с общественностью.

Один из способов сделать это - информировать общественность о бюджете, расходах, доходах и налогах, считает Гюрсес. В этом контексте форум экономических исследований, совместно учреждённый Турецкой ассоциацией промышленности и бизнеса (TÜSIAD) и университетом Коч, регулярно публикует отчёты о финансовом мониторинге, напоминает он.

По мнению Гюрсеса, бюджет, мониторинг бюджета и распределение расходов становятся всё более важными, потому что за последние 10 лет движение капитала стало основным фактором, определяющим рост, инфляцию, обменные курсы и процентные ставки.

Ферхат Эмиль, академик из Университета Билькент и университета Анкары, анализирует общие тенденции в бюджете центрального правительства. Он отмечает, что с 2016 года дефицит денежных средств превышает дефицит бюджета. Вторая тенденция, на которую указал Эмиль, заключается в том, что расходы превышают надбавки, то есть расходуют деньги без одобрения парламента.