Последние данные по экономике Турции показывают значительный спад

Последние данные, опубликованные центром рисков Ассоциации банков Турции (TBB), свидетельствуют о серьёзной ситуации: поток наличных денег и платежей на рынках иссякает, а должникам становится всё труднее осуществлять платежи.

Данные показывают, что с января по октябрь текущего года было выписано 17 млн чеков на общую сумму 771 млрд лир (146 млрд долларов) – на 18% больше, чем за аналогичный период 2017 года, пишет Зульфикар Доган для турецкого издания Ahval. 12% этих чеков не были оплачены, что привело к судебным искам. Стоимость этих неоплаченных чеков – 21 млрд лир – на 50% превышает стоимость возвращённых чеков за первые 10 месяцев 2017 года, отмечает автор.

Аналогичная ситуация наблюдается и в рассрочке платежей – ещё одном из основных источников задолженности на турецких рынках, подчёркивает аналитик. Данные TBB за январь-сентябрь показали, что количество неоплаченных счетов в этой области сократилось на 5% с прошлого года – до 668 тыс. Однако стоимость этих векселей, 12,8 млрд лир, была на 39% выше, чем в предыдущем году, добавляет Доган.

«Другими словами, стоимость проданных товаров, которые продавцы не смогли возместить, выросла почти на 40%, в результате чего компании и производители не имели возможности обратиться в суд», – констатирует журналист.

Одним из наиболее поразительных моментов этой статистики является то, что наибольшее число неоплаченных чеков поступило из пяти провинций – Османие, Мардин, Бингель, Муш и Артвин – все они находятся далеко от экономических центров Турции, и три из них находятся на юго-востоке. По словам Догана, если судить по этим цифрам, то экономический спад ударит по восточным и юго-восточным провинциям Турции сильнее, чем по остальной части страны.

Он также утверждает, что несмотря на то, что эти цифры свидетельствуют о серьёзных проблемах с денежными потоками, с которыми, вероятно, столкнутся предприятия по мере того, как будет всё труднее возвращать платежи, ситуация не менее серьёзна для физических лиц. «С января по сентябрь прошлого года число людей, не имеющих возможности осуществлять платежи по персональным кредитам и кредитным картам, выросло до 1,56 млн, а число лиц, которым грозит судебный иск из-за невыплаченных долгов, выросло на 18%», – уточняет автор.

При этом президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган настаивает на том, что экономика вернулась в прежнее русло, что процентные ставки падают, а лира укрепляется. По мнению Догана, это демонстрирует, насколько оторвано от реальности отношение правительства Турции к экономическим вопросам.

Кроме того, пишет автор, самые последние данные о разрешениях на строительство, опубликованные Турецким статистическим институтом (TurkStat), показывают, что строительный сектор – работодатель более 2 млн человек, который наряду с автомобильной промышленностью является одним из двух ключевых драйверов турецкой экономики – находится на грани краха.

«Количество новых разрешений на строительство, выданных советами в период с января по сентябрь этого года, сократилось на 41,4% по сравнению с прошлым годом, составив 55,1% сокращения посевных площадей, 44,7% снижения стоимости новых строительных проектов и 58,6% – снижение количества новых квартир», – указывает Доган.

Аналитик утверждает, что турецкий строительный сектор вошёл в спад, из которого вряд ли удастся выйти в течение длительного времени.

Он также обращает внимание на последние цифры по производству промышленных товаров, на долю которых приходится более 80% турецкого экспорта. Производители в этой сфере импортируют около 65% используемых материалов, но этот показатель снизился впервые с 2016 года примерно на 2,7%, подчёркивает журналист. Это падение объясняет, почему упал импорт, почему сократился дефицит внешней торговли и, в свою очередь, почему Турция перешла к профициту счёта текущих операций.

«По мере ослабления турецкой лиры сырьё, промежуточные товары и оборудование дорожает, а импорт этих товаров падает, как и производственные мощности. Логическим следствием этого является сокращение занятости и начало массовых увольнений», – делает выводы автор.

Он считает, что и последние данные о продажах ясно показывают, что Турция на пути к тяжёлому кризису. В сентябре, хотя объём продаж снизился на 3,4%, оборот фактически вырос на 22,5%. Другими словами, несмотря на падение продаж, и внутреннего спроса, высокая инфляция и рост цен привели к росту товарооборота, и к концу года ситуация, скорее всего, ухудшится, анализирует Доган.

По его словам, ситуацию ухудшает и то, что, несмотря на заверения министра финансов и казначейства Берака Албайрака о готовности международных инвесторов вернуться в Турцию, признаки политизации судебной системы, которая, как многие опасаются, уже не является независимой или объективной (как показали данные последнего опроса проанализированные Доганом), продолжают отпугивать иностранный капитал.

Также недавний отказ Эрдогана от решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), требующего освобождения оппозиционного политика Селахаттина Демирташа, является последним признаком этого, считает автор.

«Всё это создаёт проблемы для Турции, как предупреждали многие экономические аналитики. Правительство решило избежать решения насущных экономических проблем и настойчивости, а вместо этого совершать "набеги" на продовольственные склады и другие популистские меры в преддверии местных выборов в марте следующего года, что приблизило к реальности и часто повторяющимся предупреждениям о рецессии, стагфляции и спаде», – заключает Доган.