Президентские и парламентские выборы в Турции, которые пройдут в это воскресенье, могут стать последними в рамках демократической системы.
Президент Реджеп Тайип Эрдоган намерен с помощью перехода на новую президентскую систему правления усилить свою крепкую хватку над страной после голосования, сообщает израильское издание Jewish News Syndicate (JNS) со ссылкой на аналитиков. Это означает, что оппозиция не сможет противостоять Эрдогану и сместить его на следующих выборах, которые будут проходить «под маской справедливости», считает Ариэль Бен Соломон из JNS.
Воскресное голосование, проводимое в рамках режима чрезвычайного положения, «станет наименее свободным и справедливым в истории Турецкой Республики с момента первых выборов, состоявшихся в стране в 1950 году», считает бывший член турецкого парламента и старший научный сотрудник Фонда защиты демократии в Вашингтоне Айкан Эрдемир.
Выборы, объявленные Эрдоганом всего два месяца назад, уже были омрачены противоречиями. Средства массовой информации, которые почти полностью контролируются союзниками президента, мало освещают кампании оппозиционных кандидатов. Кроме того, полиция задержала наблюдателей за выборами от прокурдской Демократической партии народов (ДПН), а кандидат на пост президента от ДПН Селахаттин Демирташ проводит свою кампанию из тюрьмы, находясь там по обвинению в терроризме. Парламент изменил избирательные законы в пользу Эрдогана, и за урнами для голосования будут следить правительственные наблюдатели, а не представители политических партий.
«Эрдоган распределяет шансы на победу в свою пользу: опросы проводятся в рамках ЧП, близкие к Эрдогану бизнесмены контролируют около 90% СМИ, правительство может подвергать цензуре онлайн-контент», - отмечает директор программы турецких исследований в Вашингтонском институте ближневосточной политики Сонер Джагатай. Он добавляет, что, согласно новому закону о выборах, именно кабинет министров, а не свободные наблюдатели (как это было на прошлых выборах), будет назначать ответственных за мониторинг голосования.