Эти случаи показывают, что кризис в турецко-американских отношениях с арестом американского пастора Брансона в центре внимания также может быть поставлен позади.
Вскоре мы сможем увидеть, как Эндрю Брансон летит в США в обмен на позитивное развитие событий по делу Halkbank. Это может остановить падение турецкой лиры, но растопит ли айсберг, который препятствует потеплению отношений между странами?
Таким вопросом задаётся колумнист Hürriyet Барчин Йынанч. По её мнению, чтобы ответить на этот вопрос, нужно посмотреть, как страны до этого дошли, и здесь нужно обратить внимание на Ближний Восток.
«Оглядываясь назад, основной разрыв произошёл в 2003 году, когда турецкий парламент проголосовал против соглашения, которое позволило бы армии США использовать Турцию для входа в Ирак. Армия США обвинила в этом нежелание турецкой армии, а печально известный инцидент с "мешками", когда турецкие солдаты были атакованы Спецназом армии США в Северном Ираке в том же году, рассматривался как акт мести. Фотография арестованных союзными войсками турецких солдат в "мешках" была огромным позором. Но даже этот кризис остался позади», – пишет автор.
Однако с тех пор разрыв в политике в отношении Ближнего Востока увеличивается, отмечает она. Идеологическая близость правящей Партии справедливости и развития (ПСР) к исламу и исламскому миру также затрудняет преодоление разрыва, считает Йынанч. Разрыв отношений Турции с Израилем, лучшим союзником США в регионе, а также поворот арабской весны расширили разрыв. В течение этих нескольких последних лет Сирия стала главной помехой в отношениях.
Кроме того, решение США вооружить крыло запрещённой Рабочей партии Курдистана (РПК) в Сирии для борьбы с ИГИЛ (запрещена в РФ) было воспринято в Анкаре как враждебный акт поддержки её заклятого врага.
Затем последовала неудавшаяся попытка переворота. Анкара пришла к выводу, что Вашингтон не проявил достаточного сотрудничества в борьбе с организацией Фетхуллаха Гюлена, проживающего в США, напоминает обозреватель.
В глазах Анкары США, поддерживаемые другими европейскими столицами, находятся в сговоре со своими двумя заклятыми врагами-РПК и движением Гюлена. А потом последовал арест исполнительного директора Halkbank Хакана Атиллы. Это было воспринято в Анкаре не только как предупреждение о том, что Турция должна придерживаться политики США в регионе, но и как очередной шаг в серии враждебных действий, наносящих ущерб правящей администрации ПСР, подчёркивает Йынанч.
По её словам, Анкара считает, что как региональная и напористая держава она наказывается США за то, что не пошла по её стопам на Ближнем Востоке.
«И правящая элита Турции, и правящая элита Америки, похоже, убеждены, что конфронтация будет работать лучше, чем методы убеждения. В случае с Турцией этот подход, очевидно, имеет цену, поскольку она пытается держать руку на столе, чтобы продолжить армрестлинг, в то время как лира тает, что приводит к экономическому краху», - указывает колумнист.
Она предполагает, что если Брансон будет освобождён и Турция получит что-то взамен, то обе столицы будут думать, что их стратегия конфронтации сработала. Но неизвестно, станет ли это концом кризиса, заключает она.