Аналитик: Напряжённость скоро вернётся в американо-турецкие отношения

Дэвид Гарднер пишет, что вспышка гармонии между США и Турцией, недавно проведших совместную военную операцию, вероятно, слишком хороша, чтобы длиться долго.

Напомним, что американские и турецкие силы начали совместное патрулирование на северо-востоке Сирии в воскресенье в рамках своего плана по созданию безопасной зоны в этом районе, чтобы удовлетворить требование Анкары о создании буфера против союзников США сирийского курдского ополчения, которое Анкара рассматривает как угрозу.

Обозреватель Financial Times поинтересовался политической удачей президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. «Одарённый и переменчивый, господин Эрдоган, идеологическая смесь нео-исламизма и национального популизма, является "великим выжившим". Совместный американо-турецкий патруль должен считаться успешным, хотя и временным (перемирием — ред.)», — пишет аналитик.

Он отмечает, что турецкие войска и их сирийские повстанческие прокси уже оккупировали два бывших курдских анклава на северо-западе Сирии, и Эрдоган неоднократно угрожал вторгнуться на северо-восток, где союзные США подразделения Отряды народной самообороны (YPG) возглавили борьбу против ИГИЛ (запрещена в РФ).

Кроме того, в июле Турция начала получать поставки российских систем противоракетной обороны С-400, на что Вашингтон ответил выводом Турции от своей программы истребителей-невидимок F-35 и рассмотрением дальнейших санкций.

«Теоретически, член НАТО, покупающий у Москвы и нарушающий солидарность альянса, должен был автоматически быть наказан в соответствии с законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций». Тем не менее, несмотря на эпизодические выкрики Министерства финансов США и периодические реплики Конгресса, ничего не произошло», — отмечает Гарднер.

Турция также ожидала значительного штрафа США после того, как государственный Halkbank был признан нарушившим санкции в отношении Ирана, но этого также пока не произошло, уточняет он.

«Но даже в этот хрупкий момент кажущегося примирения господин Эрдоган показывает себя задирой», — пишет обозреватель, указывая, что президент в воскресенье теоретизировал, что Вашингтон в первую очередь стремится создать безопасную зону для YPG.

Турция всё ещё недовольна тем, как Соединённые Штаты в 2015 году вывели свои батареи противоракетной обороны Patriot из Южной Турции, и считает, что правительство США было причастно к попытке переворота в 2016 году, добавляет Гарднер.

Между тем, Эрдогану нужна поддержка России, чтобы удержаться в Сирии, а эксцентричный президент США Дональд Трамп вряд ли вдруг станет придерживаться последовательной политики в Сирии, считает Гарднер.

«Господа Эрдоган, Трамп и Путин, столь разные по происхождению, являются родственными душами в некотором смысле: транзакционными, аморальными, их эго сосредоточено на власти. Битва за Турцию поможет определить, кто из них является лучшим геополитическим жонглёром», — заключает он.