Возможная военная операция вооружённых сил Турции на севере Сирии имеет три основные цели: борьба с курдскими Отрядами народной самообороны (YPG), предотвращение формирования террористического государства, которое может возникнуть под контролем YPG, и, наконец, возвращение сирийцев на родину.
Такое мнение выразил Серхат Эркмен, учёный из турецкого Университета Altınbaş.
По словам Эркмена, западные СМИ выдвигают неверный аргумент, говоря о том, что YPG не нападают на Турцию.
«Являясь подразделением РПК, YPG продолжают свои атаки не только в Сирии, но и на территории Турции. Недавно они напали на наш пограничный пост в Каркамыше. Таких атак было много. Операция направлена на борьбу с терроризмом. Имели место и прямые нападения на наши силы в Идлибе, в Африне и в районе операции «Щит Евфрата» из Таль-Рифаата. В рамках борьбы с терроризмом Турция хочет положить конец присутствию РПК/YPG в Таль-Рифаате», — сказал Эркмен.
Учёный отметил, что операция носит стратегический характер, указав на санкции США против Сирии, которые не коснулись регионов, контролируемых YPG.
«Для этих регионов действуют некоторые привилегии. Мы видим, что сделаны первые шаги по экономическому отделению этого региона от Сирии. С нашей точки зрения, это показывает, что операция в Сирии является не только борьбой с терроризмом, но и стала стратегической необходимостью, призванной устранить большую угрозу, такую как формирование государства YPG, которое может возникнуть в регионе в долгосрочной перспективе», — пояснил он.
Недавно Турция заявила, что отмена Соединенными Штатами санкций в отношении северо-восточных сирийских территорий, удерживаемых YPG, является попыткой узаконить террористическую группировку.
Президент Реджеп Тайип Эрдоган в прошлом месяце прокомментировал решение США вывести экономическую деятельность некоторых регионов Сирии, не находящихся под контролем режима, из-под санкций.
«Отряды народной самообороны — это террористическая организация. Это то же самое, что и РПК. Поэтому мы не можем признать эту ошибку, допущенную Соединенными Штатами», — отметил он.
США ввели радикальные санкции против режима и его руководства в отместку за зверства, совершенные режимом во время сирийского конфликта, продолжающегося уже 12 лет. РПК/YPG по-прежнему контролируют большие участки на северо-востоке Сирии при поддержке США.
Третьей и одной из долгосрочных целей операции является возвращение сирийцев на родину, также подчеркнул Эркмен.
«Более 2,5 млн человек проживает в районах операций "Щит Евфрата" и "Оливковая ветвь". Несмотря на всю помощь Турции, все еще существуют инфраструктурные недостатки. Региону, который был отброшен в прошлое на десятки лет, нелегко снова подняться в условиях конфликта. Турции нужно, чтобы люди могли вернуться в свои дома. ... Чтобы дать возможность большему количеству сирийцев вернуться в свои дома, необходимы новые территории. Таль-Рифаат и Манбидж являются очень важными районами в этом смысле. Достижение этих целей обеспечит долгосрочное возвращение беженцев из Турции в Сирию. В настоящее время мы переживаем продолжение незавершенной истории. В рамках борьбы с РПК/YPG Турция стремится контролировать более широкую территорию и минимизировать сферу деятельности сепаратистской организации в Сирии. Борьба с терроризмом стала возможностью перейти на продвинутую стадию. Турция хочет воспользоваться этой возможностью. Эта операция не будет последней», - добавил учёный.
Эрдоган заявил две недели назад, что Турция начнет новые военные операции в Сирии, чтобы расширить «безопасные зоны» на 30 километров (20 миль) вдоль границы, очистив от террористов Таль-Рифаат, Манбидж и другие районы дальше на восток.
«Мы готовы сделать еще один шаг для установления 30-километровой зоны безопасности вдоль нашей южной границы. Мы очистим Таль-Рифаат и Манбидж», — сказал он, добавив, что запланированные боевые действия постепенно продолжатся и в других частях на севере Сирии.
Турецкий лидер подчеркнул, что, поскольку Соединенные Штаты и Россия не выполнили свои обязательства по обеспечению безопасной зоны вдоль границы, Турция готова начать операцию по защите страны и местного населения на севере Сирии от террористов РПК/YPG.
Ранее в октябре 2019 года Россия взяла на себя обязательство вывести террористическую группировку из Таль-Рифаата и Манбиджа после достижения соглашения с Турцией в ходе операции «Источник мира». Москва также пообещала, что террористов отбросят на 30 километров от границы по трассе М4 и в районы вне зоны проведения операции. Между тем тогдашний вице-президент США Майк Пенс также заверил Турцию, что террористическая группировка YPG/РПК покинет регион операции «Источник мира». Но ни Москва, ни Вашингтон не сдержали своих обещаний.
YPG/РПК в основном совершают теракты в Манбидже, Айн-эль-Арабе и районе Таль-Рифаат в Алеппо, даже используя эти территории в качестве баз для своих атак. YPG, занимающие примерно треть территории Сирии при поддержке США, часто обстреливают Азаз, Мареа, Эль-Баб, Джараблус, Африн, Таль-Абьяд и Рас-эль-Айн на севере страны из тяжелого оружия.
Операции, проведенные в предыдущие годы при поддержке Турции, вытеснили YPG/РПК из северо-западного анклава Африн и ряда приграничных городов дальше на восток. С 2016 года Анкара провела три успешные антитеррористические операции через свою границу на севере Сирии с целью предотвратить формирование террористического коридора и обеспечить мирное переселение жителей: «Щит Евфрата» (2016 г.), «Оливковая ветвь» (2018 г.) и «Источник мира». (2019).
Отряды народной самообороны контролируют большую часть территорий на северо-востоке Сирии с тех пор, как силы лидера сирийского режима Башара Асада покинули их в 2012 году. Силы Асада вернули себе большую часть Сирии, но некоторые районы остаются вне контроля.
Вашингтон, признавая озабоченность Турции по поводу безопасности, выразил обеспокоенность по поводу планов Анкары, заявив, что новая операция может подорвать региональную стабильность и поставить под угрозу американские силы. На прошлой неделе Россия также заявила, что надеется, что Турция «воздержится от действий, которые могут привести к опасному ухудшению и без того сложной ситуации в Сирии».