Интерпретация решения Турции по Финляндии и Швеции

| Sabah

Президент Реджеп Тайип Эрдоган недавно заявил, что у Турции нет «позитивного настроя» относительно приема Финляндии и Швеции в НАТО.

Все знают, что эти две страны, которые сохраняли нейтралитет даже во время холодной войны, выразили заинтересованность в присоединении к альянсу после военных действий России на Украине. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг также заявил, что прием Финляндии и Швеции будет быстрым и беспроблемным. Несмотря на возражения России, существует большая вероятность того, что членство этих двух стран будет включено в повестку саммита в Мадриде 30 июня. Помимо украинского кризиса, напряженность в отношениях между Западом и Россией подогревает новое расширение НАТО. Действительно, допуск Финляндии и Швеции — вопрос, который откроет новую главу в архитектуре европейской безопасности — представляет собой кошмарный сценарий для Москвы.

Россия, заявившая, что ее вторжение на Украину было направлено на предотвращение расширения НАТО, теперь сталкивается с гораздо более серьезной проблемой. Действительно, Кремль уже подчеркнул, что членство Финляндии и Швеции в альянсе будет рассматриваться как абсолютная угроза. Тем не менее российские официальные лица не только объявили, что принятие этих государств в НАТО не сделает Европу безопаснее, но и предупредили, что членство в альянсе превратит эти страны в зоны конфликтов, что повлечет за собой большие риски. Они также пригрозили «ответными мерами» в виде «военно-технических мер предосторожности», в том числе. Следует ожидать, что Россия, которая видит, что ее стремятся сдержать и с севера, попытается разместить ядерные ракеты в Балтийском море. В то время как Соединенные Штаты и Великобритания сразу поддержали заявки Финляндии и Швеции на членство, обеспокоенность Турции уже начала ощущаться.

Именно на этом фоне президент Турции сделал те заявления, которые стали горячей темой в мировой политике. Вот как Эрдоган объяснил обеспокоенность Турции.

«Наши предшественники ошиблись в отношении Греции и НАТО. Вы уже знаете, как Греция обошлась с Турцией при поддержке НАТО. Мы не хотим, чтобы это повторилось. К сожалению, скандинавские страны напоминают гостевой дом для террористических организаций. Такие группы, как Рабочая партия Курдистана (РПК) и Революционная народно-освободительная партия-фронт (DHKP/C), разместили свои ответвления в Швеции. Некоторые из их членов состоят в их парламентах», - подчеркнул турецкий лидер.

Заявление Эрдогана могло вызвать некоторый дискомфорт в западных столицах. Некоторые даже могут сказать, что позиция Анкары подрывает солидарность НАТО и служит интересам России. Это явно абсурд. По правде говоря, Турция остается одним из самых решительных сторонников солидарности НАТО.

Остается неясным, означает ли отсутствие у Анкары «позитивного настроя» то, что страна наложит вето на заявку о членстве Финляндии и Швеции. Ясно, однако, то, что Турция считает неприемлемым подход скандинавских стран к РПК и движению Фетхуллаха Гюлена, таким образом, который нарушает дух альянса.

Можно утверждать, что у Турции больше проблем с политикой Швеции, чем с политикой Финляндии. Некоторые шведские комментаторы ссылались на Статью 5 во время публичных дебатов о членстве в НАТО, саркастически спрашивали, должны ли шведы защищать Турцию. Они пришли к выводу, что у них нет такой обязанности.

Само собой разумеется, что такие смелые комментарии, сделанные в стране, которая укрывает РПК, вызвали недовольство Анкары. Один из самых видных членов НАТО, альянса 30 стран, принимающих решения единогласно, Турция могла бы разумно попросить те страны, чья политика наносит ущерб интересам безопасности страны, изменить позицию. В частности, Турция имеет право и возможность реагировать на страны, критикующие ее военные операции в Сирии, для борьбы с терроризмом и создания безопасной зоны для беженцев. В этом смысле Анкара поддерживает ключевые цели НАТО и хочет, чтобы альянс решил ее проблемы безопасности.

Мяч теперь на стороне других видных членов альянса.