Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган намекнул на вмешательство в конфликт в Газе.
Однако боевой клич Турции заключается в следующем: призыв к международному единству.
«Не так быстро!» «Почему нет?» «Да, но…» Такова была реакция на недавние высказывания Эрдогана, которые некоторые СМИ интерпретировали как угроза вторжения в Израиль.
Высказывания турецкого президента, который всегда был откровенен в отношении того, что думает об израильской администрации, стали несколько двусмысленными.
«Мы можем повторить то, что мы сделали, когда вошли в Карабах и Ливию, мы можем сделать с ними что-то подобное», — сказал Эрдоган коллегам по своей Партии справедливости и развития (ПСР) на прошлой неделе. Хотя Турция не «входила» в Карабах, они открыто поддерживали операции Азербайджана по возвращению указанной территории. Что касается Ливии, Турция направила войска для поддержки администрации североафриканской страны, поддерживаемой ООН. Однако, «вторжения» никогда не было.
Итак, как нам следует интерпретировать высказывания Эрдогана? Прежде всего, они демонстрируют гнев человека, разочарованного бездействием международного сообщества в отношении массовых убийств Израилем невинных палестинцев. Действия израильских вооружённых сил унесли жизни почти 40 тыс. человек с октября прошлого года. Эрдоган предпринял усилия по доставке гуманитарной помощи палестинцам и, что более важно, пытается собрать стороны за стол переговоров для окончательного решения многолетнего конфликта на основе создания двух государств.
В ответ Турция навлекла на себя гнев администрации Нетаньяху, которая собиралась восстановить разорванные связи с Анкарой до начала нового витка конфликта. Израильские официальные лица обвинили Турцию в «геноциде» курдов и поддержке ХАМАС, признанную Анкарой освободительным движением, выступающим против военных преступлений Израиля, которую Тель-Авив считает группой террористов. Последние высказывания Эрдогана вынудили министра иностранных дел Израиля Исраэля Каца пригрозить Эрдогану, напомнив ему о мрачной судьбе свергнутого лидера Ирака Саддама Хусейна. Позже Кац призвал НАТО исключить Турцию.
Эти события показывают, что простого предложения, подразумевающего вмешательство, достаточно, чтобы разозлить Израиль и привести нас к другой интерпретации высказываний Эрдогана. Иногда слова говорят громче, чем действия. Турецкий лидер, по-видимому, намерен подчеркнуть решимость Турции поддержать палестинцев перед лицом непоколебимой поддержки Западом военных преступлений Израиля и объединить остальную часть международного сообщества, чтобы противостоять режиму Нетаньяху. Действительно, в той же речи Эрдоган сказал, что Турция должна быть сильной, чтобы Израиль не осмелился снова сделать то, что он уже сделал в Палестине. Имейте в виду, что Эрдоган оказался единственным лидером в регионе, который открыто критиковал политику Израиля в отношении палестинцев в своей знаменитой «одноминутной» конфронтации в Давосе в 2009 году с президентом Израиля Шимоном Пересом.
Турция никогда не была «захватчиком» и под руководством Эрдогана стала неутомимым сторонником дипломатии. Фактически, он улучшил отношения со странами, с которыми когда-то находился на грани войны, такими как Греция, и даже инициировал процесс нормализации с Египтом и Сирией. Что касается развертывания войск, то оно действует только в целях самообороны, например, в Сирии и Ираке против террористической группировки РПК, самой непосредственной угрозы безопасности Турции. Но не следует заблуждаться. Страна на сегодняшний день сильнее, чем когда-либо, с точки зрения обороны благодаря быстро процветающей оборонной промышленности.
Что касается сильной обороны, то она никогда не была нужна так сильно, как сейчас. Турция опасается распространения конфликта, начатого Израилем, на более широкий Ближний Восток. Напряженность между Израилем и Ливаном доказала, что это правильно, и, если конфликт выйдет за рамки, Турция окажется в числе наиболее пострадавших стран.
Прямо сейчас военное вторжение в Израиль — это мечта беспокойной общественности, оплакивающей ежедневные массовые убийства. Пользователи социальных сетей уже делятся иллюстрациями того, как Эрдоган ведет турецкие войска в Израиль, а общественная поддержка палестинского дела никогда не ослабевала, о чем свидетельствуют бесчисленные демонстрации активистов против преступлений Израиля по всей Турции, охватившие страну с 7 октября. Заявления Эрдогана, несомненно, рассеяли отчаяние и успокоили тех, кто чувствовал, что мир навсегда будет хранить молчание перед лицом геноцида женщин и детей в Палестине.
Осмелится ли Турция бросить вызов режиму Тель-Авива, который считается сверхдержавой, и большей части Европы, являющейся его союзниками? Ответ однозначный: нет. Чтобы бросить вызов Израилю в военном отношении, необходим единый фронт, и как только турки попытаются мобилизоваться, проявят хоть каплю единства, даже предупреждения администрации Нетаньяху будет достаточно, чтобы вселить страх в сердца его военных. Всегда есть надежда, и признание Государства Палестина даже несколькими европейскими странами представляет собой шаг к этому единству.