После непростых отношений между Анкарой и Багдадом в последние годы из-за нерешенных двусторонних проблем, президент Реджеп Тайип Эрдоган в понедельник посетит Ирак с важным визитом, что станет поворотным моментом на пути к позитивной повестке в отношениях.
Визит, который состоится спустя 13 лет, будет сосредоточен на четырех вопросах: борьбе с РПК, проекте «Дороги развития Ирака», водной проблеме и трубопроводах.
Иракские официальные лица явно настроены более позитивно и готовы к урегулированию разногласий. В ходе визита в Багдад будет подписано несколько соглашений, после чего Эрдоган также проведет переговоры с официальными лицами в столице Регионального правительства Курдистана (KRG) Эрбиле. Все четыре пункта повестки дня Анкары и Багдада также требуют тесного сотрудничества с KRG.
Для Анкары наиболее актуальным вопросом является продолжающаяся борьба с террористической группировкой Рабочая партия Курдистана (РПК). После того, как Багдад предпринял недавние шаги, признав РПК незаконной организацией, Анкара ожидает, что следующим шагом Ирака станет объявление ее террористической группировкой в ближайшем будущем.
Высокопоставленные турецкие и иракские чиновники в марте провели в Багдаде переговоры на высоком уровне, обсудив вопросы безопасности. В результате Совет национальной безопасности Ирака обозначил РПК «запрещенной организацией в Ираке». Кроме того, было сделано совместное заявление по вопросам безопасности. Ранее в том же месяце министр иностранных дел Ирака Фуад Хусейн сообщил, что две страны наконец-то разработали план действий по преодолению разногласий относительно РПК и операций по обеспечению безопасности.
Турция хочет создать 30-километровую (18-мильную) безопасную зону возле северной границы Ирака, где дислоцируется РПК. С другой стороны, Анкара также стремится повысить безопасность границы Ирака с Сирией, которую РПК часто использует в качестве прохода для поддержания своих оперативных связей со своим сирийским крылом YPG. Иракский чиновник рассказал, что стена вдоль границы уже построена, но сделать то же самое в районе Синджара невозможно из-за горной местности.
Чиновник заявил, что Ирак настаивает на искоренении РПК главным образом своими собственными силами и возможностями. РПК, помимо лагерей и баз в горных северных районах Ирака, также обосновалась в Сулейманийе и даже в Багдаде. Бурные десятилетия в Ираке и совсем недавно борьба с ИГИЛ (запрещена в РФ) стоили стране бесценных лет, которые можно было бы использовать для институционального строительства и формирования организованной армии. Как Багдад сможет справиться с задачей искоренения РПК без значительного присутствия Турецких вооруженных сил (TSK), остается вопросом.
Однако Багдад с энтузиазмом воспринял идею о возможности проведения совместных военных учений и создания совместного оперативного центра, продемонстрировав готовность добиться прогресса в отношениях с Турцией.
Хотя соглашение, которое будет подписано по проекту «Дороги развития», не будет готово к визиту Эрдогана, оно станет вторым по важности вопросом на повестке.
Ирак с твердой решимостью смотрит на этот проект, имеющий жизненно важное значение для обеспечения альтернативного дохода страны, помимо нефти.
Мегапроект, который свяжет Персидский залив с Европой через Ирак и Турцию железными дорогами, автодорогами и портами, имеет потенциал, благодаря подключению к китайскому проекту «Шелковый путь». Тем не менее, существует международное давление против проекта.
Повестка, выдвинутая Ираком по достижению справедливого и равноправного решения по управлению водными ресурсами, также станет одним из вопросов, который стороны обсудят в понедельник. Почти все страны Ближнего Востока испытывают нехватку воды, и поэтому управление водными ресурсами должно регулироваться, чтобы не допустить усугубления и без того многочисленных проблем региона или создания дополнительной напряженности.
Реки Тигр и Евфрат берут начало в Турции, но составляют значительную часть источников пресной воды Ирака. Турция поможет Ираку в преодолении трудностей, которые приводят к нехватке воды. Устаревшие методы орошения и отсутствие современных методов обеспечения устойчивости водного использования в условиях меняющегося климата являются одними из основных причин, создающих проблемы в Ираке и Турции.
Багдад ремонтирует трубопровод, который позволит перекачивать 350 тыс. баррелей в день в Турцию к концу этого или следующего месяца, что может вызвать недовольство иностранных нефтяных компаний и KRG. Возобновление работы трубопровода Киркук-Джейхан, который был закрыт в течение десяти лет, станет конкурирующим маршрутом для трубопровода KRG, не работающего уже в течение года, так как переговоры между Багдадом и KRG о возобновлении экспорта зашли в тупик.
Иракский чиновник отметил, что Багдад готов открыть трубопровод, который был поврежден из-за действий ИГИЛ; однако другой турецкий чиновник не возлагает на это больших надежд. Источник в Министерстве энергетики Турции сообщил, что Багдад сделал аналогичные заявления о возмещении ущерба и возобновлении работы трубопровода в 2021 году, но никаких результатов достигнуто не было. Указывая на внутренние разногласия с KRG, источник пояснил, что Багдад использует закрытие трубопровода и тем самым поддерживает высокие цены на нефть.
С учётом этих четырёх пунктов повестки, становится ясно, что все проблемы можно решить посредством взаимовыгодного сотрудничества. Турция и Ирак развивают торговые отношения. Реализация проекта «Дороги развития» и искоренение терроризма придадут дополнительный импульс двум соседям, одновременно значительно помогая Багдаду выйти из состояния войны и войти в международное сообщество как стабильная страна, которая смотрит в будущее.