Взгляд редакции The Times на НАТО, Россию и Турцию

| The Times

Турция как государство, находящееся на пересечении Европы и Азии, зачастую рассматривается как мост, соединяющий Восток и Запад. Однако в своих дипломатических действиях она смещается со своего давнего места в западном альянсе. К ужасу своих союзников по НАТО, правительство Эрдогана собирается закупить российские зенитно-ракетные комплексы С-400.

На этой неделе генерал Кертис Скапаротти (Curtis Scaparrotti), возглавляющий Европейское командование Вооруженных сил США, доложил на слушании в Сенате, что эта сделка может поставить под угрозу безопасность Североатлантического альянса.

Президенту Эрдогану следовало бы прислушаться к предупреждению, учитывая возможные санкции со стороны США. Сближаясь с Москвой, он предлагает российскому руководству внести раскол в трансатлантический альянс, членство в котором до сих пор было полезным для Турции. Действия Владимира Путина не продиктованы доброй волей в отношении к Анкаре. Он заинтересован в реализации своей давнишней цели — подрыве единства альянса. Но именно турецкий народ останется в проигрыше.

В своем заявлении генерал Скапаротти подчеркнул, что российские ракетные системы не могут быть интегрированы в систему противовоздушной обороны Североатлантического союза. Это существенно повышает вероятность того, что они могут быть использованы для того, чтобы следить за самолетами НАТО, например, передовым истребителем F-35. Турция уже получила 2 самолета F-35 и планирует заказать еще сотню единиц. Сделка сейчас находится под угрозой срыва, так как Вашингтон заблокировал транспортировку до тех пор, пока не решится вопрос о закупках российских ракет.

Поворот Эрдогана в сторону Кремля, на первый взгляд, кажется странной политикой. Исторически, Турция относилась к России с осторожностью, и на то есть веские причины. Современный союз Анкары с США уходит корнями к 1946 году, когда Сталин строил агрессивные планы в отношении турецкой территории. После вступления Турции в НАТО в 1952 году отношения с Вашингтоном были порой неустойчивыми, особенно после войны на Кипре в 1974 году, однако пока это было самой большой сложностью.

Турецкий лидер превращает свою страну в ненадежного союзника. Эта авантюра отчасти объясняется внутриполитическими причинами, так как в этом месяце состоятся муниципальные выборы, и он хочет продемонстрировать, что является сильным лидером. Однако его маневр в сторону Москвы, похоже, меньше касаются вооружений, чем Сирии. Если, в конце концов, Эрдоган уступит требованиям НАТО и выйдет из сделки по поводу закупки ракетных комплексов С-400, то, вероятнее всего, взамен он будет настаивать на ответной услуге США — отказе от поддержки сирийских курдов.

Президент Путин, тем временем, извлекает выгоду из свободной дипломатии своего турецкого партнера. Он знает, что Россия может провести полномасштабный штурм Идлиба на северо-западе Сирии, который является последним опорным пунктом оппозиции Асада. В сентябре турецкий и российский лидеры договорились о том, что Россия остановит запланированный штурм сирийских войск. Если же сейчас это произойдет, то около 3 миллионов беженцев направятся к турецкой границе. Это и есть реальная политика господина Путина, цель которой сеять вражду в отношениях США с их союзниками. Однако это не будет играть на руку Турции, так как в России хорошо помнят, как Турция сбила один из ее военных самолетов в 2015 году.

Президент Трамп пренебрежительно относился к значимости НАТО, но сближение Турции и России не является непосредственно его ошибкой. Напряженность в отношениях между Анкарой и Вашингтоном нарастала в течение нескольких лет, отчасти из-за вопроса о сирийских курдах. Эрдоган также считает, что Америка своим молчанием поддержала противников президента Турции во время попытки государственного переворота в 2016 году.

Тем не менее, закупка российской военной техники — это важный шаг для Турции, что может стать залогом для заключения последующих сделок. Это поставило бы под сомнение один из главных принципов НАТО — стандартизацию военной техники и боевой подготовки. Господин Эрдоган утверждает, что Турция купила бы и американские ракеты «Пэтриот», если бы могла себе позволить приобрести обе системы. К тому же система коллективной безопасности, предлагаемая НАТО, не может быть осуществлена, так как Североатлантический альянс находится в состоянии постоянных перемен. Господин Путин намерен углубить раскол. Надо помешать ему в этом преуспеть.

The Times, перевод ИноСМИ