Bloomberg сообщает, что растущий долг в иностранной валюте может создать большие проблемы для турецких банков.
По словам Эрджана Эрсоя и Ферджана Ялынкылыча из Bloomberg, просьбы о реструктуризации кредитов со стороны некоторых крупнейших турецких корпораций растут, что способствует увеличению проблемной задолженности, которая уже оказывает давление на финансы банков.
Долговая нагрузка корпораций возросла до 40% от валового внутреннего продукта, что почти вдвое превышает долю на 10 крупнейших развивающихся рынках Восточной Европы и Южной Африки, приравнивающейся к 22%, отмечает Bloomberg.
В связи с обесцениванием лиры, которая в прошлом году потеряла примерно 28% своей стоимости по отношению к доллару США и уже в 2019 году подешевела на 7%, многим компаниям становится всё труднее погашать свои задолженности. Значительный дефицит долларов сделал турецкие корпорации уязвимыми, поскольку они также борются с экономическим спадом и инфляцией, достигшей почти 20%.
«Ключевой вопрос для турецких банков заключается в том, насколько вырастет число безнадёжных долгов в условиях замедления роста и политической неопределённости. Очередное обострение слабости в экономике и большие колебания в лире только увеличат риски для отрасли. Буферный резерв капитала, установленный банками с целью противостоять дальнейшим потрясениям, выглядит "опасно слабым"», – считает Томаш Ноцель, банковский аналитик Bloomberg Intelligence.
Многое может зависеть от действий турецких властей, которые заявили о стабильности банков.
Известно, что министр финансов и казначейства Берат Албайрак на этой неделе должен объявить новый экономический план, призванный развеять страхи инвесторов. Правительство исключило возможность обращения в Международный валютный фонд (МВФ) за финансовой помощью.
Между тем, тесть Албайрака, президент Реджеп Тайип Эрдоган, пытается аннулировать победу оппозиции на муниципальных выборах, прошедших в Турции 31 марта, в Стамбуле, что оказывает давление на лиру. Анкара также спровоцировала политические разногласия с США из-за покупки российских ракет С-400.
По словам Эрсоя и Ялынкылыча, в этом году объём просроченных кредитов вырос на 13% до 19,3 млрд долларов, что может привести к более глубокому, чем ожидалось, экономическому спаду или усилению давления на лиру. Данное обстоятельство, в свою очередь, может подорвать защиту в виде около 27 млрд долларов из прибыли банков, ассигнуемых на будущие безнадёжные долги, заявляют авторы.
Например, холдинг Cukurova, основатель крупнейшего в Турции оператора мобильной связи Turkcell, может попросить государственного кредитора Ziraat Bank реструктуризировать кредит на сумму 1,6 млрд долларов. Согласно Bloomberg, паромная компания IDO также ведёт переговоры с Lazard о реструктуризации 500 млн долларов.
Безнадёжные займы в настоящее время составляют более 4% от общего объёма кредитов, по сравнению с менее чем 3% в начале прошлого года. Банковский регулятор считает, что в 2019 году данный коэффициент может вырасти до 6%.
Только энергетические компании имеют задолженность на сумму более 51 млрд долларов. Все крупнейшие инфраструктурные проекты Турции, включая новый мега-аэропорт в Стамбуле, финансировались за счёт кредитов в иностранной валюте, предоставленных на основании поручительства в основном местных банков.
Рейтинговое агентство Fitch входит в число тех, кто предупреждает, что неработающие ссуды могут значительно возрасти, указывая на огромное число реструктуризированных кредитов на общую сумму в десятки миллиардов долларов, и это не сулит ничего хорошего.