«Новый аэропорт Стамбула является ненужным проектом Бинали Йылдырыма»

Когда в этом году новый аэропорт Стамбула заработал на полную мощность, заменив существующий аэропорт Ататюрка, его провозгласили очередным успехом в длинном списке мегапроектов президента Реджепа Тайипа Эрдогана.

И всё же Ибрахим Кахведжи, обозреватель умеренной исламистской газеты Karar, заявил на этой неделе, что аэропорт был фактически ненужным начинанием, одобренным бывшим премьер-министром и кандидатом в мэры Стамбула Бинали Йылдырымом, бывшим премьер-министром правящей Партии справедливости и развития (ПСР), когда он занимал пост министра транспорта страны.

Напомним, что аэропорт Стамбула, расположенный на черноморском побережье города, может стать крупнейшим в мире в случае завершения всех этапов строительства.

Однако после того как в апреле он начал функционировать, качество его строительства и расположение были подвергнуты широкой критике. Ранее в этом месяце из-за плохих погодных условий в соседний Чорлу были перенесены ряд рейсов, а на прошлой неделе один из самолётов потерпел крушение, рухнув на опору линии электропередач.

В комментариях, опубликованных в апреле, эксперт и консультант по путешествиям Бен Шлаппиг написал, что аэропорт «захватывает дух», но при этом является одним из самых плохо спроектированных в мире.

Кахведжи делится цитатами из последней книги Хамди Топчу, бывшего председателя совета директоров Turkish Airlines (THY), в которой он рассказал о работе флагманского перевозчика Турции в течение его срока полномочий.

«В результате активного развития THY, аэропорт Ататюрк не смог справиться с растущим объёмом воздушного движения. Мы могли сэкономить день в случае введения каких-либо улучшений (в аэропорту). Одна параллельная взлётно-посадочная полоса и дополнительный терминал могли спасти аэропорт», — цитирует Кахведжи строки из книги Топчу.

По словам Топчу, изначально существовало три альтернативных плана, два из которых могли бы легко изменить аэропорт Ататюрка, не создавая тяжёлого финансового бремени. Однако в 2012 году Бинали Йылдырым санкционировал строительство нового аэропорта, заявив, что его первый этап будет завершён в 2015 году.

«У меня нет данных о пользе нового аэропорта в экономику или нагрузке на неё. У меня есть определённое мнение относительно его местоположения, которое в то же время докажет мою правоту», — указал экс-глава THY, добавив, что аэропорт создаёт риски для авиакомпаний, поскольку является слишком дорогостоящим аэропортом с точки зрения затрат на обслуживание.

Кахведжи также цитирует высказывания известного профессора по управлению стихийными бедствиями и метеорологии Миктада Кадиоглу. «На данный момент они закончили строительство двух взлётно-посадочных полос. Я не знаю, достроят ли они оставшуюся часть. Оставшаяся взлётно-посадочная полоса должна быть построена в соответствии с научным анализом, а не в рамках убеждений Анкары», — подчеркнул Кадиоглу.

Ранее в одной из статей, посвящённых аэропорту, Кахведжи поделился мнением другого бывшего председателя THY Джандана Карлитекина.

Карлитекин назвал проект нового аэропорта «ненужным» и пустой тратой ресурсов, так как два существующих аэропорта, аэропорт Ататюрка и аэропорт Сабиха Гёкчен, могли бы справиться с ежегодным пассажиропотоком в более 120 млн пассажиров в случае постройки лишь одной дополнительной взлётно-посадочной полосы на каждом из них.

«Фактически, только анализ Стамбульского аэропорта можно сравнить лишь с попыткой найти ответ на неправильный вопрос. Новый аэропорт нельзя должным образом проанализировать без учёта новостроек вдоль и вокруг канала «Стамбул» (судоходный канал стоимостью 30 млрд долларов США, предназначенный для обхода водного пути через Босфор в Стамбуле), на территории которых планируется построить новый город для 2-3 млн человек на северо-западе Стамбула, северного стамбульского шоссе в и третьего моста через Босфор», — подчеркнул он.

По словам Карлитекина, новый аэропорт — это лишь ещё одна часть огромного плана по расширению Стамбула на север, который он назвал колоссальной ошибкой в стратегическом, политическом, экономическом, демографическом и экологическом отношении.