Американская лоббистская фирма, которая закончила свой контракт с Государственным банком Турции Halkbank на прошлой неделе после того, как банк был обвинён в своей части в схеме, чтобы помочь Ирану избежать санкции, имел доступ к Белому дому, пишет Адам Класфельд.
Доступ помог защитить банк от судебного преследования в течение многих лет, и был влиятельным в отношениях между Белым домом и турецким правительством, которое также было клиентом, говорится в докладе Klasfeld, отмечает он в своей статье для Courthouse News.
Ballard Partners, фирма, управляемая главным Флоридским фандрайзером президента США Дональда Трампа Брайаном Баллардом, описанным как самый мощный лоббист при нынешнем Белом доме, подписала контракт на 125 тыс. долларов в месяц с Halkbank в 2017 году после того, как исполнительный директор банка был обвинён в создании схемы для направления иранских денег через банк мимо санкций США.
Фирма объявила 16 октября, что он больше не будет представлять банк, через день после того, как американские прокуроры обвинили его в отмывании денег в этой схеме. Банк был объявлен в розыск после того, как не выполнил требования в рамках судебного разбирательства против него.
Ballard Partners заработали примерно 2 млн долларов от Halkbank и турецкого правительства, которое подписало отдельный контракт с фирмой в 2017 году и «связало 295 тыс. долларов в прошлом квартале с Trump Victory, комитетом по политическим действиям и пожертвовало десятки тысяч долларов кампании Трампа и его помощникам», добавляет Класфельд.
Три из лучших лоббистов Ballard Partners помогли подтолкнуть Турцию и дело Halkbank, с бывшим конгрессменом США Робертом Векслером, взимающим с турецкого правительства 8 тыс. долларов в дорожных расходах 11 мая 2017 года, в день, когда фирма подписала Турцию в качестве клиента.
«Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган провёл свой первый саммит в Овальном кабинете с Трампом пять дней спустя, когда телохранители Эрдогана напали на мирных протестующих на улицах Вашингтона. Белый дом промолчал об этом инциденте», — подчёркивает Класфельд.
Компания Ballard Partners также участвовала в переговорах между Анкарой и Вашингтоном по поводу заключения под стражу американского пастора Эндрю Брансона, обвинённого в шпионаже.
Вице-президент США Майк Пенс пригрозил санкциями в отношении Турции, если она не освободит пастора в июле 2018 года, через несколько дней после того, как фирма провела встречу с главой администрации Пенса, указывает Класфельд.
«Лоббисты Балларда регулярно контактировали с основными официальными лицами США и Турции в течение последующих месяцев, включая адвоката Трампа Джея Секулова, начальника штаба Пенса и назначенного Трампом помощника госсекретаря Уэсса Митчелла», — пишет автор.
Угрозы санкций были в конечном итоге сняты после того, как Турция освободила Брансона, но по мере продолжения лоббистской деятельности, напоминает Класфельд.
«Турция продолжала удерживать трёх сотрудников консульства США в плену при относительном молчании со стороны Белого дома, и Halkbank держал обвинительный акт в страхе более двух лет, даже после того, как его экс-генеральный директор Сулейман Аслан и исполнительный директор Мехмет Хакан Атилла были обвинены в многомиллиардном заговоре», — обращает внимание журналист.
К маневрированию вокруг дела Halkbank также присоединился Руди Джулиани, бывший мэр Нью-Йорка, который служил одним из ближайших советников Трампа и присоединился к его юридической команде в прошлом году.
Автор напоминает также, что Bloomberg сообщило в этом месяце, что Джулиани оказал давление на бывшего госсекретаря Рекса Тиллерсона, чтобы он присоединился к нему, чтобы обвинения против Резы Зарраба, обвиняемого в деле о санкциях в отношении Ирана, были сняты, а бывший мэр «курсировал между Вашингтоном и столицей Турции Анкарой от имени Зарраба».
Между тем, Макдермотт Уилл, юридическая фирма, которая представляла личного адвоката Трампа Майкла Коэна, была нанята Halkbank для защиты Атиллы, исполнительного директора банка, которого судили и приговорили за его участие в схеме снятия санкций с Ирана.
Атилла вернулся к приёму героя в Турции в этом году после отбывания наказания за схему и был назначен председателем Стамбульской фондовой биржи на этой неделе.
«Я полагаю, что это один из способов интеграции обратно в общество кого-то, кто был осуждён за финансовые правонарушения», — прокомментировал окружной судья США Ричард Берман в суде, обсуждая дело Halkbank во вторник.