Турецкий Halkbank изо всех сил пытается найти финансирование после обвинительного заключения федеральных прокуроров США, озвученных в прошлом месяце, поскольку международные банки опасаются кредитовать основной государственный турецкий банк, поскольку он может пострадать от санкций США, говорится в докладе S&P Global.
В докладе уточняется, что Halkbank не отложил никаких средств для потенциально крупных штрафов США.
«Банк считает, что дело политически мотивировано, и нет никаких нарушений в его банковских операциях, и поэтому не принял мер», — цитирует S&P Global слова Реджепа Демира, аналитика Стамбульской компании Garanti Securities.
В сентябре Halkbank не смог провести полугодовое пролонгирование синдицированных валютных кредитов, отмечается в отчёте аналитиков.
«Международные банки не хотят кредитовать через международные синдикаты, опасаясь возникновения потенциальных проблем», — сказал также Демир.
Это влияет на прибыльность Halkbank и является плохой новостью для турецкого правительства, которое подталкивает свои государственные банки кредитовать больше в попытке стимулировать борющуюся экономику.
«Это неизведанные воды. Ни один банк никогда не разочаровывал бюрократию до такой степени, чтобы США выдвинули обвинение такого масштаба против банка союзной страны», — заявил Джонатан Шенцер, старший вице-президент по исследованиям Фонда защиты демократий.
Турция также сталкивается с рядом других санкций США в соответствии с существующими и потенциальными законами Штатов. Главный республиканский сенатор Линдси Грэм и сенатор-демократ Крис Ван Холлен призвали в понедельник к введению мер против Турции, за покупку российских ракетных комплексов С-400 в рамках закона «О противодействии противникам Америки через санкции (CAATSA)».
Белый дом затянул со своими шагами по мерам CAATSA против Анкары, и американские корпорации, имеющие интересы в Турции, также обеспокоены потенциалом санкций в отношении республики. Недавние лоббистские заявления о раскрытии информации (LDA) показывают, что техасская нефтегазовая фирма TransAtlantic Petroleum Ltd наняла Акина Гампа 19 октября лоббировать против нескольких законопроектов о санкциях в Конгрессе, включая закон «О противодействии турецкой агрессии», внесённый сенаторами Грэмом и Ван Холленом 17 октября, пишет автор Ahval Ян Дж. Линч.
«Турция и Halkbank потратили миллионы долларов на американских лоббистов и юристов в последние годы в попытке предотвратить судебные иски США против банка за его предполагаемую роль в содействии многомиллиардной схеме уклонения от американских санкций в отношении Ирана в связи с его ядерной программой», — утверждает журналист.
Кроме того, даже выступавшая на стороне банка, американская фирма Ballard Partners расторгла свой многомиллионный контракт с Halkbank. Турция и Halkbank стремились использовать тесные связи фирмы с президентом Дональдом Трампом, чтобы предотвратить судебные иски США против банка, отмечает Линч.
По его словам, документы о регистрации иностранных агентов (FARA), представленные Ballard Partners на прошлой неделе, указывают на то, что фирма, возможно, сократила свою работу для Halkbank ещё в августе, когда её гонорар, полученный от банка, был урезан до двух платежей в размере 40 тыс. долларов за последние три месяца их отношений.
Журналист также указывает, что фирма впервые подписала контракт на 125 тыс. долларов в месяц с Halkbank в августе 2017 года, предшествовавший судебному разбирательству заместителя генерального директора Halkbank, Мехмета Хакана Атиллы, за его участие в схеме обхода санкций США, введённых в отношении Ирана.
Автор напоминает, что Атилла был осуждён в 2018 году за банковское мошенничество и приговорён к 32 месяцам тюрьмы, при этом Ballard Partners сохранила свою ежемесячную плату от Halkbank вплоть до августа этого года. К тому времени Атилла вернулся в Турцию после освобождения в конце июля.
В целом, лоббистская фирма, управляемая ключевым флоридским фандрайзером Трампа Брайаном Баллардом, заработала более 3,5 млн долларов от Halkbank и почти ещё 1,9 млн долларов от турецкого правительства по отдельному контракту за тот же период, добавляет Линч.
«В фирме Роберт Векслер, бывший конгрессмен-демократ из Флориды, который был одним из основателей Конгресса Турции, был ведущей фигурой от имени своих турецких клиентов», — пишет автор.
Также на «турецких счетах» был Джейми Рубин, бывший помощник госсекретаря при администрации Билла Клинтона, подчёркивает журналист.
«Несколько лоббистов Ballard Partners переехали в администрацию Трампа, и вышли из неё. В частности, Пэм Бонди, бывший генеральный прокурор Флориды, временно работает в Белом доме в качестве советника по импичменту», — рассказывает Линч. По его словам, она должна вернуться к своей работе в Ballard Partners, где она является зарегистрированным агентом Турции, несмотря на подписанный президентом указ о том, что все сотрудники исполнительной власти должны согласиться не «заниматься какой-либо деятельностью от имени любого иностранного правительства» после работы на правительство США.
Он отмечает, что Ballard Partners — не единственная фирма, связанная с Halkbank, которая поддерживает вращающуюся дверь с администрацией. Трамп выбрал своего директора ФБР из рядов известной юридической фирмы King & Spalding LLP. В конце 2017 года Турция наняла King & Spalding, как сообщается, советника семейной империи недвижимости Трампа, «чтобы подготовить и представить предложение в Министерство юстиции ... относительно рассмотрения юридического вопроса США».
Когда американские прокуроры предъявили обвинение банку в октябре, King & Spalding первоначально, казалось, дистанцировался от Halkbank, сказав американскому судье, что у неё нет разрешения на приём услуг от имени банка, который она ранее представляла, отмечает Линч.
«Halkbank в свою очередь утверждал, что обвинительное заключение является политически мотивированным и представляет собой случай судебного перенапряжения, поскольку банк не имеет физических операций в Соединённых Штатах», — добавляет автор.
Но игнорирование судебного разбирательства привело к тому, что федеральный судья США Ричард Берман объявил банк «беглым», когда он не отправил законных представителей на предъявление обвинения в октябре, добавляет аналитик.
С тех пор King & Spalding говорит, что подписала контракт на представление Halkbank для «ограниченной и специальной цели» оспаривания обвинительного заключения банка, пишет эксперт. Юридические фирмы освобождаются в соответствии с FARA от публичного раскрытия сборов, которые они взимают с иностранных клиентов за юридические услуги, напоминает он.
«В случае признания Halkbank виновным ему грозят крупные штрафы и запрет на работу в финансовой системе США», — подчёркивает автор. S&P Global в свою очередь сообщает, что банк не выделил никаких денег для компенсации своих юридических проблем в США.
«Турция и Halkbank заплатили Ballard Partners 5,4 млн долларов, а нераскрытые судебные издержки, выплаченные King & Spalding, не смогли в конечном итоге предотвратить обвинительное заключение банка. Первые признаки, о которых сообщило агентство S&P Global, указывают на то, что Турция была права, опасаясь пагубного воздействия санкций США на банк в критический для экономики Турции момент», — заключает Линч.