Президент США Дональд Трамп приказал генеральному прокурору Уильяму Барру и министру финансов Стивену Мнучину разобраться с постоянным давлением со стороны Турции с целью снятия обвинений в попытках обойти американские санкции в отношении Ирана с государственного Halkbank, сообщает Bloomberg.
По словам Bloomberg, в ходе телефонного разговора в апреле Трамп сказал президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану, что Барр и Мнучин займутся этим вопросом. Судебное преследование Halkbank откладывалось вплоть до этой недели, когда прокуратура Манхэттена объявила о возбуждении дела против турецкого банка.
Напомним, что Halkbank обвиняется в участии в масштабной схеме по обходу санкций в отношении Ирана. В обвинительном заключении говорится, что турецко-иранский бизнесмен Реза Зарраб подкупил высокопоставленных чиновников, в том числе турецкого министра, чтобы помочь перенаправить доходы от иранской нефти через Halkbank с помощью фиктивных сделок. Надо сказать, что Halkbank является ключевым правительственным кредитором, помогающим выдавать дешёвые кредиты и реструктуризировать долги компаний и потребителей, пострадавших в результате валютного кризиса, разразившегося летом прошлого года.
Вмешательство Трампа с целью вовлечения турецких министров в федеральное расследование довольно необычно. Согласно Bloomberg, обсуждение вопроса о внесудебном урегулировании предполагаемых нарушений одного из крупнейших государственных банков Турции не принесло большого прогресса до того момента пока Барр в феврале не занял должность генерального прокурора.
По имеющимся данным, летом Белый дом пытался помешать Эрдогану и его советникам оказывать давление на американского президента по этому вопросу. Среди тех, кто пытался надавить на Трампа были Ибрагим Калын, пресс-секретарь президента Эрдогана и советник по внешней политике, и Абдулхамит Гюль, министр юстиции Турции.
Барр сказал Гюлю, что лучшим вариантом для Турции будет заключение соглашения об отсрочке судебного преследования, в котором Halkbank возьмёт на себя ответственность, пообещает избегать дальнейших правонарушений и заплатит штраф. Турецкое правительство, конечно же, отказалось, потому что такое соглашение означало бы признание вины.
По данным Bloomberg, в обвинительном акте без указания даты, что не позволяет установить, когда именно он был подан, представленном на этой неделе, поднимает вопрос о том, откладывал ли Трамп его реализацию до тех пор, пока это не стало политически целесообразным.