Der Spiegel: Турция готова признать Асада — в обмен на операцию против курдов

Реджеп Тайип Эрдоган и Башар Асад отлично ладили, однако гражданская война в Сирии положила конец их дружбе, отмечает Der Spiegel. Впрочем, сейчас ситуация может измениться, поскольку набравшие силу на севере Сирии курды теряют поддержку США, выводящих войска из региона: теперь их судьба зависит от решений Москвы и Дамаска.

Как считает издание (перевод статьи которой представила русская редакция RT), Эрдоган может пойти на примирение с Асадом в обмен на одобрение военной операции турецкой армии против курдских сил.

Они называли друг друга «Тайип» и «Башар», регулярно совершали визиты друг к другу, а в 2008 году даже провели совместный отпуск в турецком курортном городке Бодрум, пишет Der Spiegel. Сирийский лидер Башар Асад и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган были примером мужской дружбы, столь редкой в международной политике.

Издание отмечает, что эта дружба была взаимовыгодной: Сирия и Турция заключили договор о свободной торговле, сирийские граждане получили право безвизового въезда на территорию Турции, а турецкие бизнесмены открывали в Сирии свои предприятия. Для Асада Эрдоган был дверью в Европу: хорошие отношения с Анкарой приводили к тому, что к сирийскому лидеру с визитами приезжали представители стран ЕС (например, Франции). Эрдоган же мог преподнести себя в качестве посредника между Европой и арабским миром.

Однако, пишет Der Spiegel, с началом гражданской войны в Сирии, от дружбы между двумя политиками почти ничего не осталось. Эрдоган назвал Асада «террористом» и «убийцей», тот, в свою очередь, обвинил турецкого президента в поддержке сирийских джихадистов: две страны оказались на грани военного конфликта. Когда в 2011 году в Сирии начались первые протесты, Эрдоган убеждал Асада допустить в правительство «Братьев-мусульман», близких турецкому президенту по взглядам, но для сирийского лидера это стало бы катастрофой. Асад жёстко отверг требования Эрдогана, который воспринял этот шаг как личное оскорбление: турецкие спецслужбы начали вооружать сирийских повстанцев, среди которых были и радикальные исламисты.

Как напоминает издание, Эрдоган продолжал настаивать на смещении Асада, даже когда в конфликт в 2015 году вмешалась Россия, изменив расстановку сил в пользу сирийского лидера. Однако в последние месяцы президент Турции всё меньше и меньше критикует Асада и всё реже говорит о необходимости смены режима в Сирии. По мнению Der Spiegel, причина заключается не в том, что Эрдоган внезапно изменил своё мнение, а в том, что произошло усиление третьей стороны конфликта — курдских Отрядов народной самообороны (YPG).

YPG получила признание на Западе, поскольку вместе с США сражалась против сил «Исламского государства»*. На данный момент ей подконтрольна треть территории Сирии (в том числе, районы, где курды являются меньшинством). Эрдоган рассматривает YPG как сирийское подразделение Рабочей партии Курдистана (РПК), признанной террористической в США и ЕС.

Таким образом, заключает издание, приоритеты Эрдогана в Сирии изменились: он больше не концентрируется на смещении Асада, а стремится не допустить появления в Cирии курдской автономии под началом YPG.

Год назад турецкие войска заняли сирийский город Африн, находившийся под контролем YPG. Дальнейшие операции Турции против курдов натыкались на противодействие США, рассматривавших YPG как своих партнёров в борьбе с «ИГ». Однако после объявления Дональда Трампа о скором выводе американских войск из Сирии будущее курдов будет определять не Вашингтон, а Москва и Дамаск, отмечает Der Spiegel.

Важнейший союзник Асада Владимир Путин был бы очень рад, если бы его протеже вернул контроль над всей территорией Сирии: как отмечает издание, такое развитие событий исключает долгосрочное правление YPG.

Хаотичная сирийская политика Трампа привела к тому, что Турция и YPG сейчас соревнуются за то, кто быстрее заключит сделку с Путиным и Асадом, пишет Der Spiegel. Несколько недель назад курды уже просили у сирийского президента защиты от Турции и сохранения хотя бы частичной автономии. Кроме того, один из высокопоставленных курдских военных заявил, что бойцы курдской самообороны могут присоединиться к сирийской армии.

В то же время Владимир Путин в ходе своей январской встречи с Эрдоганом напомнил об Аданском соглашении, заключённом между Сирией и Турцией в 1998 году. По этому договору, сирийское правительство обязывалось предпринимать действия в отношении враждебных Турции сил, находящихся на сирийской территории.

Если Аданское соглашение будет вновь активировано, Турция получит возможность нанести ограниченный военный удар по YPG. Взамен турецкое правительство должно будет признать Асада в качестве законного правителя Сирии. Похоже на то, что Эрдоган всё больше и больше готов пойти на такой шаг, резюмирует Der Spiegel.