Турция полна решимости создать безопасную зону в Сирии, но как?

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поддержал предложение своего российского коллеги Владимира Путина об использовании Аданского соглашения 1998 года в качестве основы для сотрудничества между Турцией и Сирией. Более пристальный взгляд на то, что именно сказал Путин, может помочь лучше понять масштабы его предложения.

Об этом пишет бывший министр иностранных дел Турции Яшар Якиш для Ahval. Он напоминает, что 23 января на пресс-конференции после переговоров между Эрдоганом и Путиным журналист поинтересовался мнением обоих лидеров о создании безопасной зоны на северо-востоке Сирии. Эрдоган сказал, что Турция договорилась с США о создании безопасной зоны шириной 32 км внутри Сирии вдоль турецкой границы. В свою очередь Путин добавил, что такая зона может быть создана либо по резолюции Совета Безопасности ООН, либо с согласия принимающей страны. Он подчеркнул, что американцы не имеют легитимности в Сирии, потому что они не были приглашены сирийским правительством.

Из этих заявлений вытекают два разных вопроса: один – активизация турецко-сирийского сотрудничества в борьбе с терроризмом; другой – создание безопасной зоны на территории Сирии вдоль турецкой границы, отмечает автор.

Что касается активизации сотрудничества, то Эрдоган сказал, что Аданское соглашение даёт Турции право как начать трансграничную военную операцию в Сирии, так и создать безопасную зону.

В свою очередь, Сирия не отвергла предложение Путина прямо, подчёркивает Якиш. В заявлении МИД Сирии говорилось, что Дамаск готов выполнить все договорённости с Турцией ради борьбы с терроризмом при условии вывода всех своих войск из Сирии.

Этот вопрос также обсуждался в турецких СМИ. Генерал Исмаил Пекин, председательствовавший в одном из подкомитетов на переговорах по Аданскому соглашению 1998 года, заявил в воскресенье, что соглашение допускает только совместные действия по борьбе с терроризмом, а не односторонние.

Позицией турецкого правительства, о которой Эрдоган неоднократно заявлял, является поддержание территориальной целостности и суверенитета Сирии, указывает эксперт. По его словам, Турция не может легко отказаться от этих обязательств, поэтому ожидается, что она выйдет из Сирии в надлежащее время.

Что касается создания безопасной зоны, то расхождение проявляется, прежде всего, на уровне турецко-российских отношений, замечает автор. Путин выразил несогласие с этой идеей, заявив, что для достижения этой цели необходима резолюция Совета Безопасности ООН. Россия, вероятно, воспользуется правом вето, если проект резолюции будет представлен Совету. Замечание Путина может также означать, что Россия попытается отговорить Турцию от создания безопасной зоны, если будет предпринята попытка её создания без резолюции СБ ООН.

Якиш напоминает, что министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил, что вопрос безопасной зоны не является предметом обсуждения между Россией и Турцией. Она должна быть согласована между Анкарой и Дамаском. Это замечание может также служить намёком на нецелесообразность инициативы Турции по созданию такой зоны в сотрудничестве с Соединёнными Штатами.

При этом, отмечает аналитик, Лавров ранее заявил, что вакуум, который будет создан в результате ухода американских войск, должен заполнить сирийские войска. Это дополнительное возражение России против безопасной зоны. Сирия ещё не высказала свою позицию по этому аспекту вопроса. Однако нельзя ожидать, что какая-либо страна согласится на создание такой зоны на своей территории без её согласия.

Ещё одно противоречие заключается между Турцией и Соединёнными Штатами в отношении цели создания безопасной зоны, добавляет Якиш. Высокопоставленные американские политические деятели выразили то значение, которое они придают защите сирийских курдов. Президент Трамп написал в Twitter, что «США разрушат Турцию экономически, если они ударят по курдам». Государственный секретарь Майк Помпео сказал: «Мы сделаем так, чтобы турки не убивали курдов». Советник Белого дома по безопасности Джон Болтон заявил, что «США не покинут Сирию, пока курды не будут защищены». Эти заявления доказывают, что Соединённые Штаты хотят создать безопасную зону для защиты курдов, особенно членов Отрядов народной самообороны (YPG) от турецкой армии, указывает бывший министр.

«Турция хочет сделать прямо противоположное: создать зону безопасности для устранения присутствия YPG», – резюмирует он.