Заявления президента России Владимира Путина о сирийско-турецких отношениях, прозвучавшие в Москве в минувшую среду, возможно, открыли новый горизонт для возобновления связей между Анкарой и Дамаском спустя восемь лет.
Об этом пишет бывший министр иностранных дел Турции Яшар Якыш в колонке в Arab News.
Высказывания Путина, сделанные после встречи с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом на прошлой неделе, когда он заявил, что присутствие американских войск в Сирии незаконно, поскольку сирийское правительство не санкционировало их дислокацию в стране, стали довольно неожиданными. Российский президент также упомянул старое соглашение, подписанное между Турцией и Сирией в 1998 году, известное как «пакт Аданы».
Соглашение являлось по существу, согласием Сирии на сотрудничество с Турцией в борьбе с террористической Рабочей партией Курдистана (РПК) и изгнание её лидера Абдуллаха Оджалана.
Напомним, что Анкара считает РПК вооружённой террористической группировкой, на протяжении многих лет ведущая сепаратистскую войну против турецкого правительства.
Якыш отметил, что может быть несколько причин, по которым Путин затронул данное соглашение.
«Путин напомнил об Аданском соглашении, когда на саммите в Москве появилась возможность подобрать другие варианты созданию безопасной зоны в Сирии посредством сотрудничества между Турцией и США», – пишет автор, подчёркивая, что российский президент, возможно, также хотел таким образом предотвратить новую турецкую военную операцию в Сирии.
По мнению аналитика, Путин, вероятно, хотел помешать созданию безопасной зоны Турцией и США, поскольку в случае такой договорённости Москве отводится небольшая или вовсе никакая роль в регионе.
Российский лидер также мог побудить Турцию и Сирию к сотрудничеству, поскольку интересы этих стран в противодействии курдским устремлениям совпадают.
«И Турция, и Сирия считают угрозой их территориальной целостности создание курдской автономии на севере Сирии. Россия, возможно, считает, что такое сотрудничество может привести к налаживанию отношений между ними», – отмечает Якыш.
И наконец, российский президент, вероятно, хотел вбить клин между Турцией и США, добавляет он.
Каким бы ни было первоначальное намерение Путина, упоминание «пакта Аданы» может стать поворотным пунктом в отношениях между Анкарой и Дамаском.