Страны ЕС не выполнили своих обязательств перед Турцией по миграционному соглашению, в то время как Анкара направила на помощь сирийским беженцам около 35 миллиардов долларов, заявил турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган.
Главы государств и правительств стран-членов ЕС в середине марта 2016 года согласовали с Турцией совместный план по борьбе с миграционным кризисом. Он предусматривает, в частности, оказание финансовой помощи Анкаре на прием беженцев, возвращение в Турцию всех нелегалов, прибывших в Грецию с турецкой территории, и прием Евросоюзом легальных мигрантов-сирийцев из Турции по принципу "один за одного".
"Мы потратили 35 миллиардов долларов на нужды беженцев, которых у нас около 4 миллионов. ЕС дал слово оказать материальную помощь, но не сдержал его, внес символическую сумму. Турция – это страна, которая больше всех оказывает гуманитарную помощь. Это вопрос совести, а не денег", - заявил Эрдоган, выступая в Стамбуле.
Он также раскритиковал западные страны за неэффективную борьбу с ИГИЛ.
"Определенные силы поддерживают террористов, и они стали пешками в их руках. Западные страны поняли опасность ИГИЛ только тогда, когда она начала угрожать им, но они пытаются с ним справиться путем вооружения другой террористической организации (сил самообороны сирийских курдов, которых Турция считает связанной с запрещенной в стране Рабочей партией Курдистана). Мы продолжаем контакты с США и Россией, а также остальными странами, которые имеют военные присутствие в Сирии", - отметил турецкий лидер.
По его словам, Турция "очень скоро принесет спокойствие" на сирийские территории к востоку от Евфрата. "Мы очистим эти территории от боевиков ИГИЛ, которые прошли обучение, чтобы воевать против нас. Мы создадим зону безопасности, чтобы 4 миллиона беженцев смогли вернуться к себе домой", - добавил Эрдоган.
Эрдоган ранее заявлял, что Анкара готова начать операцию на востоке от Евфрата, а также в сирийском Манбидже против сил самообороны сирийских курдов, если США не выведут их оттуда. Позднее он сообщил, что решил отложить начало военной операции в Сирии после телефонного разговора с Дональдом Трампом 14 декабря, по итогам которого американский президент принял решение вывести войска из САР.