Около 70% беженцев в Турции потеряли работу с тех пор, как началась пандемия COVID-19, показало исследование, опубликованное в преддверии Всемирного дня беженцев 20 июня Международной федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (IFRC).
Кроме того, почти 80% сообщили о значительном увеличении своих ежедневных расходов, говорится в сообщении IFRC.
«COVID-19 усугубляет страдания некоторых из самых уязвимых людей в мире. Многие беженцы уже жили за чертой бедности <...> теперь они потеряли небольшой доход, который зарабатывают, что вынуждает их сокращать основные ресурсы, включая продовольствие и лекарства», — сказал президент IFRC Франческо Рокка.
В настоящее время в Турции проживает 3,9 млн перемещённых лиц и беженцев, 92% из которых являются сирийцами, что делает страну домом для самого большого числа беженцев в мире.
Из 3,6 млн сирийцев в Турции, по данным Главного управления миграции, 1,6 млн составляют дети. Уточняется, что они относятся к числу наиболее уязвимых групп населения, которым труднее всего получить доступ к здравоохранению, образованию и занятости.
По данным Международной Организации по миграции (МОМ), в мире насчитывается около 79,5 млн вынужденных переселенцев. Более 1% мирового населения – один из каждых 97 человек – пострадали от перемещения.
«Эти социально-экономические последствия будут ухудшаться с течением времени, не только увеличивая риск отсутствия продовольственной безопасности и недоедания, но и потенциально создавая серьёзные риски защиты, такие как гендерное насилие и детский труд, поскольку давление на семьи растёт и растёт», — добавил Рокка.
В 1990-е годы в среднем 1,5 млн беженцев могли ежегодно возвращаться на родину, согласно докладу ООН о принудительном перемещении населения «Глобальные тенденции». За последнее десятилетие это число сократилось примерно до 385 тыс. человек в год.
Принудительное перемещение в настоящее время «больше не является краткосрочным и временным явлением», но часто оставляет людей жить в состоянии потрясений «в течение многих лет подряд», указал верховный комиссар ООН по делам беженцев Филиппо Гранди, которого цитируют в сообщении УВКБ ООН.
Отмечается, что более 45,7 млн глобальных перемещённых лиц ищут убежища в разных частях своих стран.
В целом насчитывается 4,2 млн человек, ожидающих разрешения своих ходатайств о предоставлении убежища, а ещё 29,6 млн — это лица, имеющие статус беженца, и другие лица, вынужденные покинуть свои родные места.
Исследование Измирского университета Яшар, озаглавленное «Анализ статуса и потребностей молодых беженцев в Турции», показало, что 46% молодых сирийцев в Турции не имеют доступа к образованию или работе.
Только 43% из 1 тыс. 500 беженцев, опрошенных в ходе исследования, заявили, что они могут продолжить своё обучение в Турции. Наиболее распространённой причиной их затруднённого образования является то, что они «должны работать», как показало исследование, а затем незнание турецкого языка.
Только 11% участников заявили, что они работают на постоянной работе, в то время как 34,7% безработных заявили, что у них недостаточно возможностей для работы.
24,9% участников заявили, что они недостаточно свободно владеют турецким языком, и в общей сложности 62% участников заявили, что их главной потребностью являются курсы турецкого языка.
Вместе с тем более 70% участников заявили, что у них было менее пяти турецких друзей, причём большинство из них объясняли нехватку друзей недостаточным знанием языка.
«Сирийские дети, как самая низкооплачиваемая группа, подвергаются эксплуатации в рамках практики детского труда. Тысячи детей школьного возраста вынуждены работать в текстильных мастерских, в сельском хозяйстве, собирать отходы и выходить на улицы (в поисках заработка — ред.)», — говорится в пресс-релизе Ассоциации по правам человека (İHD), опубликованном во Всемирный день беженцев.
İHD также указала на разницу в статусе беженцев для перемещённых лиц разных национальностей.
В связи с географическим ограничением Турции Женевской конвенцией 1951 года О правовом статусе беженцев такой статус могут получить только граждане государств-членов Совета Европы, заявил İHD, оставив граждан других стран в неопределённом и ненадёжном статусе «под временной защитой».
«Такие определения оставляют людей, которые не являются беженцами, лицом к лицу с постоянной угрозой депортации и стоят им их прав, начиная с жилья, занятости и образования», — добавили в İHD.
В свою очередь İHD призвала провести инспекции турецких центров содержания мигрантов и временных жилых комплексов, сославшись на многочисленные утверждения о нарушениях прав в них.
По данным ассоциации, 97 беженцев погибли в территориальных водах Турции в период с 2018 по 2019 год. «Самый последний инцидент произошёл 17 июня: 12 беженцев погибли, когда лодка перевернулась у берегов Бодрума», — указали в İHD.
Кроме того, согласно сообщению ассоциации, турецкая полиция в южной провинции Мерсин обнаружила 54 сирийца в том числе 26 детей и четыре женщины, запертых в доме без еды в июне 2019 года.
По их же данным, еще пять сирийцев погибли на промышленной площадке в турецкой столице Анкаре в январе 2019 года, а трое сирийцев и один афганец погибли на текстильной фабрике в северо-западной промышленной провинции Коджаэли в июне 2019 года.
Вместе с тем турецкая общественность продолжает негативно относиться к беженцам, в частности к сирийским иммигрантам, говорится в версии ежегодного исследования общественного восприятия турецкой внешней политики, проведённого Стамбульским университетом имени Кадира Хаса в 2020 году.
Только 12,2% турецких граждан, опрошенных в ходе исследования, заявили, что они «довольны» сирийцами, в то время как 56% заявили, что это не так.
Почти половина участников, 48,7%, заявили, что не одобряют сирийских просителей убежища, поскольку их незарегистрированная дешёвая рабочая сила «увеличивает безработицу», говорится в исследовании.