«Турция может потерпеть фиаско в Ливии и Судане»

Турция и её союзник из Персидского залива Катар потерпели неудачи в Африке после свержения суданского президента Омара аль-Башира и выступления сил генерала Халифа Хафтара против исламистского правительства в Триполи.

Об этом пишет Сет Францман, основатель и исполнительный директор американского Центра изучения и анализа Ближнего Востока в Jerusalem Post в четверг.

Он отмечает, что Катар и Турция являются близкими региональными союзниками, которые давно поддерживают режим Башира и правительство западной Ливии в Триполи.

«В обоих случаях страны встали на сторону фанатичных религиозных групп, в том числе партий, находящихся под влиянием "Братьев-мусульман". Катар и Турция поддерживали лидера суданского режима Омара аль-Башира в течение многих лет, но теперь после его свержения перед ними стоит трудная задача», – указывает автор.

В стремлении расширить своё влияние на Африканском Роге, Турция направила высокопоставленные военные делегации в Судан, взяла в аренду остров Суакин, намереваясь превратить его в туристический центр, и оказала значительную помощь, добавляет Францман. Однако в начале этого года в Судане начались протесты, и на прошлой неделе военные выступили против Башира, который был у власти с 1993 года.

«Международный уголовный суд в 2009 году обвинил Башира в геноциде в Дарфуре. Однако союзники США, такие как Турция и Катар, тесно сотрудничали с военным преступником на протяжении многих лет», – подчёркивает аналитик.

Турецкая государственная телекомпания TRT отметила обеспокоенность Анкары относительно смены руководства, подчеркнув, что свержение Башира может привести к контрреволюции, поддерживаемой региональными соперниками Турции – Саудовской Аравией и ОАЭ.

Хафтара в Ливии поддерживает Египет, Саудовская Аравия и ОАЭ, а также Россия и Франция. Катар и Турция выразили поддержку исламистскому правительству в Триполи в рамках своей симпатии к группам, связанным с «Братьями-мусульманами», добавляет автор.

Генерал Хафтар в начале апреля начал наступление на Триполи с целью объединить Ливию после восьмилетней войны. После того, как ОАЭ заметили подозрительное движение самолётов из Турции в Ливию, Хафтар, по сообщениям, скоординировал начало своей атаки в Триполи с переносом всех рейсов из аэропорта Ататюрк в новый аэропорт Стамбула в Турции.

«Как военный стратег, вы бы тоже захотели воспользоваться такой ситуацией, даже если бы она продлилась не более 10 часов», – цитирует Францман одного из экспертов.

Тем не менее, судьбы Ливии и Судана остаются нерешёнными, и Катар, и Турция имеют интересы в обеих странах, отмечает аналитик.

«Обе страны также являются союзниками США и захотят использовать поддержку в Вашингтоне, чтобы повлиять на исход событий в этих североафриканских государствах», – заключает Францман, добавляя, что их арабские конкуренты также будут стремиться к влиянию в этих странах.