NYT: Сирийские беженцы в Турции ждут в подвешенном состоянии

Недавний сдвиг Турции в политике и отношении к сирийцам стал болезненным шоком, пишет Карлотта Галл в The New York Times.

Автор указывает, что турецкие власти за последние несколько месяцев активно взялись за сирийских беженцев в стране, прежде всего в Стамбуле, где проживает по меньшей мере 500 тыс. сирийцев.

Беженцы вынуждены переезжать в свою родную провинцию по регистрации, где возможности трудоустройства невелики, а расизм свирепствует на фоне участившихся сообщений о том, что сирийцы возвращаются на свою истерзанную войной родину.

После приветствия беженцев в течение восьми лет президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган настаивает на радикальном решении, включающем переселение беженцев в регион Северной Сирии, контролируемый Соединёнными Штатами и их курдскими союзниками, говорится в статье.

Требование Турции о создании буферной зоны вдоль границы Турции с Сирией для сдерживания курдских сил, представляющих угрозу безопасности, было переиграно, пишет Галл, как возможное убежище для сирийцев, спасающихся от войны.

Анкара даже заявила, что введёт в действие свой собственный план операции, если турецкие войска не будут контролировать предполагаемую зону на северо-востоке Сирии в течение нескольких недель, в дополнение к угрозе «открыть ворота» для большого количества беженцев, желающих отправиться в Европу, как делали многие из них до заключения миграционной сделки.

Галл напоминает, что Турция и ЕС в 2016 году договорились о сделке, целью которой было сократить приток сирийских беженцев, прибывающих в Грецию. Согласно сделке, ЕС пообещал выделить шесть млрд евро в качестве помощи Турции для помощи мигрантам.

Долгое время считавшийся показателем в отношении сирийских беженцев, сейчас более жёсткая позиция турецкого президента следует за самым большим поражением правящей Партии справедливости и развития (ПСР) на мартовских местных выборах за 17 лет её пребывания у власти.

Мохан Габаш, активист, работающий в неправительственной организации в южном городе Газиантеп, недалеко от сирийской границы, сказал журналистке, что новая политика является «катастрофой для сирийского народа».

Сирийским рабочим было предложено получить разрешение на работу и оплатить социальное обеспечение, что фактически невозможно, по его словам.

«С заводов нас увольняют, потому что у нас нет разрешений на работу», — указал Ахмед Аталай, которому 24 года. Молодой человек уехал из Стамбула, но после месяца поисков работы на юге Турции махнул рукой на жизнь в стране.

Что касается безопасной зоны, многие сирийские беженцы выступают против любой турецкой военной экспансии в Сирию, говорится в статье. Однако для многих других Турция остаётся их лучшим союзником с контролируемой ей безопасной зоной, заключает автор.