Новый кризис в отношениях Турции и США

Последовательные заявления и сообщения в Twitter о санкциях президента США Дональда Трампа и вице-президента Майка Пенса в конце июля сделали очевидным кризис в отношениях между США и Турцией, двумя союзниками по НАТО.

Колумнист Hürriyet Серкан Демирташ напоминает, что оба они пригрозили Турции санкциями, если арестованного пастора Эндрю Брансона не отпустят домой.

По словам обозревателя, развитие событий между Анкарой и Вашингтоном за последние два месяца можно назвать многообещающими. Например, пишет он, министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу посетил Вашингтон в начале июня, чтобы заключить сделку с госсекретарём США Майком Помпео о сотрудничестве в городе Манбидж в Сирии. «Соглашение рассматривается как новая глава в отношениях по восстановлению доверия и конструктивному диалогу, с тем чтобы обе стороны могли решить некоторые очень важные двусторонние проблемы», - подчёркивает автор.

Несмотря на попытки Конгресса заблокировать продажу самолётов F-35 Турции, церемония выпуска первого турецкого F-35 состоялась в штаб-квартире Lockheed Martin всего за три дня до президентских и парламентских выборов в Турции, указывает Демирташ. Журналист считает, что эти два шага как раз накануне ключевых выборов в Турции были расценены как готовность Вашингтона активизировать диалог и готовность сотрудничать с Турцией по спорным вопросам.

«Похоже, все эти контакты между Анкарой и Вашингтоном привели к тому, что у последних сложилось впечатление, что Брансон будет выпущен на слушаниях 18 июля, особенно после победы Эрдогана в выборах, которые подтолкнут его открыть новую страницу о связях с администрацией Трампа», - пишет автор.

В итоге Демирташ делает несколько выводов из сложившегося кризиса:

*. Несмотря на то, что неизвестно, какие санкции администрация США может наложить на Турцию в соответствии с угрозами Трампа, вполне можно утверждать, что Трамп подпишет бюджет Пентагона в закон в ближайшие дни, который будет предусматривать блокировку F-35. Однако законопроект обязывает администрацию представить отчёт о связях с Турцией через 90 дней после его вступления в силу. Это означает, что у дипломатов ещё будет время для решения этого вопроса.

*. Для Вашингтона продолжение содержания Брансона под стражей стало предварительным условием до установления связей с Турцией. Все другие аспекты двусторонних связей могут быть негативно затронуты в связи с делом Брансона.

*. Президент Трамп всегда был очень осторожен в словах в сторону Турции. Однако, его последние два твита и твит Пенса показывают новую позицию, принятую Белым домом, который, не колеблясь, нацелен непосредственно на Эрдогана. (Между тем, есть неподтверждённые сообщения американских СМИ, которые утверждают о напряжённом телефонном разговоре между Трампом и Эрдоганом 26 июля, как раз перед тем, как президент США написал сообщение с угрозой.)

*. Важным фактом является то, что Турция почти потеряла всех своих друзей в столице США. Что касается неправительственных кругов, то анти-турецкие лобби в США, похоже, консолидируют свои анти-турецкие и анти-Эрдоганские позиции и более эффективно действуют с администрацией.

«Эта картина в целом отражает кризис и хаос в двусторонних отношениях между Турцией и США из-за неправильного отношения обеих сторон. Масштабы и продолжительность этого кризиса будут определяться действиями, которые обе стороны предпримут в ближайшие дни и недели», - подытоживает Демирташ.