Экс-соратник Эрдогана Бабаджан дал первое телевизионное интервью

Али Бабаджан, экс вице-премьер Турции, занимающийся формированием нового политического движения с целью бросить вызов его бывшими коллегами в правящей Партии справедливости и развития (ПСР), заявил во время телевизионного интервью во вторник, что ПСР разваливается, потому что отказалась от своих основополагающих принципов.

Один из основателей правящей партии Бабаджан дал интервью журналисту Фатиху Алтайли на телеканале HaberTürk. В бесед он отметил, что ей сейчас не хватает прозрачности и отчётности, а внутренние проблемы доставляют стране большие неприятности. Он подтвердил своё обещание создать новую партию к концу года.

«Партия отдалилась от своих принципов, и это стало общенациональной проблемой. В Турции настали тёмные времена, и мы чувствуем серьёзную ответственность перед нашей страной», - отметил экс-вице-премьер.

Политик рассказал, что партия больше не проводит консультации с членами в процессе принятия решений, а некоторые высокопоставленные чиновники теперь пользуются своими полномочиями ради своей выгоды, не чувствуя за это ответственности.

Многие считают, что потеря ПСР пяти крупнейших провинций Турции на местных выборах, прошедших в этом году, побудила Бабаджана и другого деятеля правящей партии, бывшего премьер-министра Ахмета Давутоглу, покинуть партию и начать создавать новые политические движения.

Тем не менее, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган по-прежнему пользуется личной поддержкой большого числа турок. Турецкий президент обвинил бывших политиков ПСР в том, что они нанесли ему удар в спину и теперь пытаются «подорвать веру преданных ему граждан».

Бабаджан сравнил своё решение о создании новой партии с основанием ПСР в 2001 году, когда Турция столкнулась с экономическим кризисом и негативными последствиями политических конфликтов, длившихся десятилетиями, и войны против курдских повстанцев в 1990-х годах.

ПСР была создана исламистскими политиками, чьи предыдущие партии были объявлены вне закона секуляристскими судами после военного переворота, в результате которого 28 февраля 1997 года был свергнут премьер-министр исламской Партии благоденствия Неджметтин Эрбакан. Эрдоган и другие экс политические деятели Партии благоденствия получили поддержку от либеральных кругов, когда они основывали правоцентристскую ПСР. Тогда основатели правящей партии поклялись улучшить положение с правами человека в стране, следуя политике ориентированной на ценности Европейского Союза и поддержку бизнеса.

«Как вы знаете, я один из основателей партии. Мы решили, что ситуация, сложившаяся к 28 февраля, требовала нового политического движения, и вместе с нашими друзьями мы сформировали ПСР на основе важных принципов и ценностей. Во-первых, мы ценили людей, права и свободы человека», - сказал Бабаджан.

В течение нескольких месяцев ходили слухи о том, что высокопоставленные члены партии готовятся последовать за Бабаджаном и Давутоглу и выйти из партии. По сообщениям, многие недовольны новой президентской системой, в рамках которой Эрдоган получил огромные полномочия.

Через несколько месяцев после введения новой системы по итогам выборов, прошедших в июне 2018 года, в Турции разразился серьёзный валютный кризис, в результате которого к концу года лира подешевела почти на 30% по отношению к доллару США. По словам экс премьера, эти два обстоятельства связаны, так как многие инвесторы испугались новой формы правления.

«Турция будет процветать, если для инвесторов будут созданы оптимальные условия. Мы хотим, чтобы страна стала респектабельной, способной на общение и сотрудничество», - добавил он.

Хотя наделение Эрдогана полномочиями совпало с усиливающейся независимостью внешней политикой и частыми спорами с западными партнёрами Турции, Бабаджан всегда славился своей прозападной позицией.

Бывший вице-премьер заявил, что в НАТО и Европейском союзе существуют серьёзные проблемы, и высказал оговорки по некоторым вопросам, разделяющим Турцию и её западных союзников.

Одна из них связана с Halkbank, вторым по величине государственным банком Турции, который в настоящее время обвиняется Соединёнными Штатами в участии в схеме по обходу американских санкций в отношении Ирана в период с 2010 по 2015 год.

По словам Бабаджана, Турция должна соблюдать международные соглашения, но навязывание Турции решения другой страны стало бы нарушением её суверенитета.