Через несколько дней после того, как США и Турция опубликовали заявление о своих позитивных усилиях по урегулированию продолжающихся разногласий по поводу операций в Сирии, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил о том, что Турция планирует нанести удары по курдским силам, союзникам США в борьбе с ИГИЛ (запрещена в РФ).
При этом, напоминает журналист Эдвард Стаффорд, Эрдоган заявил, что Турция не будет нацеливаться на американские силы и персонал, но настаивает на том, что с приближением конца борьбы против общего врага ИГИЛ в Сирии, не было никаких причин американцам оставаться в Сирии. Он ясно дал понять, что силы США теперь только мешают Турции атаковать курдские Отряды народной самообороны (YPG).
«В Вашингтоне зазвонили тревожные колокола, и президент Дональд Трамп позвонил Эрдогану. Основываясь на минимальных утечках, похоже, что первым приоритетом Трампа было обеспечение того, чтобы никакие действия, которые могли бы угрожать американскому персоналу, не предпринимались, и что американские и турецкие командиры будут работать над “деконфликтом” своих различных операций», – указывает аналитик.
По его словам, следующие несколько дней покажут, сможет ли Трамп спасти положение курдских партнёров Вашингтона на севере Сирии, сохранить там присутствие для отслеживания действий Ирана и сохранить хоть какие-то рычаги влияния в дискуссиях о послевоенной Сирии.
Это будет нелегко, подчёркивает Стаффорд, так как расположение американских сил на северо-востоке Сирии вдоль границы с Турцией на севере и границы с Ираком на востоке делает их зависимыми от «доброй воли или неприятия» Турции и Ирака. «Дальнейшее военное присутствие США в Сирии будет трудно поддерживать, если Эрдоган будет настойчиво продолжать свои усилия по устранению американцев в качестве препятствия для реализации своих ближайших и долгосрочных планов», – отмечает эксперт.
Автор подчёркивает, что правильный контекст для понимания тонкой и откровенно антиамериканской риторики Эрдогана – США мешают, им нужно уйти с пути. «Его действия и риторика показывают, что он видит Соединённые Штаты не как врага, готового напасть на Турцию или даже как противника, готового противостоять её инициативам, а просто как кочку или канаву на дороге, которую нужно обойти, чтобы продолжить путь. Таким образом, его недавние замечания не были угрозой для Соединённых Штатов, но они были “дружеским” советом не стоять посреди дороги, которую прокладывает Эрдоган», – считает Стаффорд.
Как всегда, добавляет аналитик, Эрдоган изображает себя, и, следовательно, Турцию, как потерпевшую сторону. Если бы только США ушли с дороги, Турция смогла бы решить все свои проблемы, потому что её проблемы вызваны иностранцами, пишет журналист. «Соединённые Штаты могут быть самым большим препятствием на пути Турции к осознанию своей судьбы, как это видит Эрдоган, но другие страны также воздвигают препятствия на пути восстановления её законного влияния и безопасности на Большом Ближнем Востоке и в мусульманской общине», – подчёркивает Стаффорд.
Аналитик задаётся вопросами: что могут сделать США, чтобы успокоить гнев Эрдогана и сохранить место за столом переговоров по Сирии после Гражданской войны? Сохранить силы в Сирии, чтобы следить за поведением иранских прокси? Защитить законные интересы своих курдских партнёров, чтобы они работали вместе против ИГИЛ? Одним словом, как США восстановить веру в свои обещания друзьям и союзникам, и в то же время служить собственным национальным интересам о стабильном Ближнем Востоке?
«Это будет нелегко, а может быть и невозможно. Посланник президента США Джим Джеффри признаёт ценность Турции в стабилизации Ближнего Востока и притуплении иранских амбиций. Эрдоган, вероятно, тоже, и, похоже, поднимает цену за продолжение турецкой доброй воли в отношении усилий США против Ирана», – констатирует журналист.
Кроме того, Эрдоган, по мнению Стаффорда, стремится подвести США к ложной дилемме выбора между курдами и Турцией, ложной, потому что поддержка законных политических требований курдов в Турции или Сирии или Ираке не является поддержкой террористов, так же как и гуманитарная и иная поддержка Турцией сирийцев, угнетаемых Асадом, не является поддержкой террористов среди вооружённых противников Асада. В своём способе работы Эрдоган не похож на Трампа, который изображает тех, кто поддерживает мигрантов и беженцев, как безразличных к национальной безопасности, отмечает эксперт.
Автор подчёркивает, что если бы нынешняя администрация, особенно Трамп, были прямолинейны в призыве к полностью прозрачному расследованию убийства Джамаля Хашагджи, а не к объявлению невиновности саудовского наследного принца Мухаммеда бен Сальмана почти сразу, их авторитет как честного посредника не был бы повреждён. «Многие турки, в том числе Эрдоган, могут усомниться в том, что США смогут сдержать своих курдских партнёров в борьбе с ИГИЛ от сепаратистских действий, когда влияние США не помешало лидерам саудовского правительства убить Хашагджи», – заключает Стаффорд.