На днях президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сделал заявления касательно работы Центрального Банка страны, в которых отметил, что уволили бывшего главу ЦБ за то, что тот не слушал его слов, и не снижал процентную ставку.
«Мы же сказали, что если снизить процентную ставку, то снизится и инфляция. Но для начала мы уволили предыдущего главу Центрального банка, потому что он не слушал слов», - заявил президент Турции.
После этих слов Эрдогана телеграм-канал Повестка дня Турции решил разобраться в вопросе влияния слова президента на экономику страну, а так же об эффекте снижения процентной ставки. Для этого автор канала поговорил с Кириллом Тремасовым — автором телеграм-канала MMI / @russianmacro. Он один из ведущих специалистов в России по инвестициям на развивающихся рынках.
— Снижение инфляции зависит от снижения ставки ЦБ? Настойчивость Эрдогана в этом вопросе справедлива?
Нет, конечно. Резкое снижение ставки, напротив, повышает инфляционные риски. То, что инфляция пошла вниз, во многом результат жёсткой кредитно-денежной политики, проводившейся прежним руководством ЦБ. Ставки оказывают влияние на цены с определенным лагом, поэтому понять, насколько оправданным было резкое снижение ставок во втором полугодии (с 24 до 14%), мы сможем лишь в первой половине 2020 года.
Эрдоган своим вмешательством в действия ЦБ нанес ущерб турецкой экономике. Его заявления и последовавшая в середине года отставка главы ЦБ вызвали подрыв доверия со стороны международных инвесторов к монетарной политике. Как результат – снижение рейтингов Турции, которое мы видели в середине года. В результате Турция и турецкие компании больше платят сейчас по внешним долгам, чем могли бы платить.
— Цифры снижения инфляции вызывают скепсис или это возможно?
На самом деле, инфляция резко снижалась в первой половине года. В октябре годовой показатель (т.е. инфляция за последние 12 месяцев) действительно упал до 8.55%, но рост цен за месяц составил 2.0% — это очень много – 27% в пересчете на год! В сентябре месячная инфляция была 1.0% – тоже очень много. То, что при такой высокой месячной инфляции годовой показатель снижается, объясняется «эффектом базы». Именно осенью прошлого года наблюдался максимальный скачок цен (пик кризиса в Турции пришёлся на сентябрь). В ближайшие месяцы «эффект базы» перестанет действовать, и мы вновь увидим возвращение годового показателя к двузначным цифрам.
— Говорить об увольнении главы ЦБ из-за того, что он не слушал Эрдогана, нормальная практика для ЦБ? Как это выглядит со стороны
Нет, это абсолютно ненормальная практика. Для инвесторов независимость Центробанка – это святое. Как только возникают сомнения в этой независимости, рынки начинают демонстрировать негативную реакцию.