Турция переживает огромный кредитный бум, который делает её аутсайдером на развивающихся рынках и угрожает стоимости лиры, считает Робин Брукс, главный экономист Института международных финансов (IIF).
Турецкая экономика перерастёт другие развивающиеся рынки из-за резкого роста кредитования, но это произойдёт за счёт ослабления лиры и увеличения дефицита текущего счета, указывает Брукс, бывший главный валютный стратег Goldman Sachs, в комментарии в Twitter.
«Кредитный бум Турции больше, чем когда-либо, и резко отличается от остальных развивающихся рынков. Именно это давит на лиру, поскольку дефицит текущего счёта везде сокращается, в то время как кредитный толчок для повышения внутреннего спроса означает, что дефицит Турции увеличивается», — отмечает он.
Инвесторы продают турецкие акции и облигации в рекордных объемах в этом году, и многие вкладчики покупают доллары за лиры на фоне опасений за финансовую и экономическую стабильность, указывает Ahval. Бум кредитования и экономическое стимулирование со стороны правительства помогли спровоцировать валютный кризис летом 2018 года.
Добавим, что лира упала до рекордно низкого уровня 7,269 за доллар в начале мая, но с тех пор восстановилась и торгуется на уровне 6,85 против американской валюты, чему способствовали валютные свопы с Катаром и поддержка государственных банков.
Вместе с тем Центральный банк Турции снизил процентные ставки до 8,25% с 24% за последний год, ввёл правила, стимулирующие банки выдавать больше кредитов, и потратил десятки миллиардов долларов своих валютных резервов, чтобы помочь правительству достичь своих целей экономического роста, сдержать инфляцию и защитить лиру.
В то же время в мае экономика демонстрировала дефицит текущего счёта шестой месяц подряд, поскольку импорт, движимый потребительским спросом, превысил экспорт.
Экономический стимул Турции, усиленный во время пандемии COVID-19 с помощью дешёвого кредитования от государственных банков, повысил спрос на импортные товары. Между тем вспышка коронавируса ограничивает продажи турецких товаров и услуг за рубежом, подчёркивается в статье.
Отмечается, что портфельные инвестиции зарегистрировали отток 2,54 млрд долларов в мае, продолжая тенденцию этого года, когда иностранные инвестиции на фондовом рынке Турции упали ниже 50% впервые за более чем полтора десятилетия. Доходы от туризма, ещё одного ключевого источника твёрдой валюты для Турции, упали почти до нуля во время вспышки COVID-19.
Тем временем инфляция в стране ускоряется. Он составил 12,6% в июне по сравнению с 11,4% в предыдущем месяце и 8,6% в октябре. Ожидания относительно будущей инфляции также ухудшаются, согласно исследованию Центрального банка, опубликованному на прошлой неделе.