Президент Турции Реджеп Тайип Эрдогана ещё будучи премьером страны в апреле 2011 года объявил о мегапроекте — строительстве канала Стамбул, который разгрузит пролив Босфор и будет приносить до пяти млрд долларов в год.
Проект строить ещё не начали. Однако споры на эту тему разгораются не на шутку.
Об этом пишет дзен-канал Берег турецкий.
Мэр Стамбула Экрем Имамоглу считает, что этот проект может навредить экологии города, а также спровоцировать другие проблемы. Кроме того, он считает, что единственная цель проекта заключается в желании властей заработать на продаже земли и постройки недвижимости. Вместе с тем, есть критики, которые считают, что возведение канала проигнорирует международные договорённости. К примеру, конвенцию Монтрё, согласно которой военные корабли нечерноморских государств имеют ограничения по срокам нахождения и тоннажу.
До сих пор я ещё не видел результатов опросов в Турции на тему канала Стамбул. Однако вчера послушал заявления главы исследовательской компании A&G, который очень осторожно дал понять, что правительству лучше не выносить этот вопрос на общее обсуждение, и проводить какие-то референдумы (плебисциты) на эту тему как предлагает мэр Стамбула Экрем Имамоглу. Потому что разница между теми, кто поддерживает строительство канала, и теми, кто не поддерживает очень большая, в пользу того, чтобы его не строили. По словам социолога, дело даже не в том, что проект угрожает техническими или экологическими проблемами Стамбулу, вопрос в прагматичном отношении граждан.
«Когда в стране есть экономический рост, граждане легко поддерживают любые инициативы такого рода, однако, когда — не смотря на официальные цифры инфляции, а смотря на то, как всё подорожало в магазине — экономическая ситуация тяжёлая, гражданин говорит: "Я обеднел — если есть деньги, лучше дайте их мне". Потому его реакция на подобные мегапроекты, большая часть затрат на которые идут из бюджета, лишь негативная», — поясняет он причину.
Социолога спрашивают: Мы знаем, что Эрдоган очень внимательно отслеживает настроения граждан (турецкий президент, действительно сильно опирается на общественное мнение/опросы и т.д. — авт.), почему же он так настойчив в этом вопросе?
Тут можно вспомнить слова Эрдогана критикам проекта: Хотите вы того или нет, мы построим канал.
Не знаю, проводила ли правящая Партия справедливости и развития (ПСР) опрос на эту тему. И если проводила, неизвестно, насколько правильные результаты кладёт на стол президента его окружение. Политика, это ведь не дело дружбы, это дело соперничества... Судя по таким смелым заявлениям на одном из популярных проправительственных телеканалов, в кругу поддерживающих политику правящей партии экспертов (кроме одного; в передаче их было пятеро) и судя по тому, как Эрдоган спешит начать проект, а оппозиция во главе с Имамоглу выступает против — эта история будет очень громкой и не в пользу правительства ПСР.
А пока общественность обсуждает огромный участок земли на территории запланированного строительства канала Стамбул, который много лет назад (но уже после объявления планов по строительству канала) купил зять Эрдогана, ныне министр финансов и казначейства Берат Албайрак.